Время собирать воду: что происходит с Северо-Крымским каналом. Северо-Крымский канал — самый большой в Европе Где проходит крымский канал

В прохладный день 17 октября 1963 года. Он никого не напугал. Наоборот, этого взрыва ждали тысячи людей, в том числе и генсек КПСС Никита Хрущев. Заряд разрушил перемычку — и днепровская вода хлынула в бетонное русло только что построенного Северо-Крымского канала. Днепр пришел в Крым, чтобы напоить людей, превратить засушливые степи в сады и пашни.

Канал-кормилец

Антонина Лисовская, заместитель начальника Красноперекопского управления водного хозяйства, 50 лет назад училась в третьем классе. На открытие канала девочка не попала. Зато Антонина Петровна очень хорошо помнит, каким был Север Крыма до прихода днепровской воды. «Земля сухая, потрескавшаяся, — вспоминает Лисовская. — Росли только полынь и верблюжья колючка. А когда канал построили, здесь стали сеять пшеницу, сажать яблоки, сливу. Люди были в восторге!»

За полвека Красноперекопск привык к соседству с каналом. В нем купаются, на наклонных бетонных плитах русла сидят любители рыбалки. У «центральных ворот» канала — гидроузла возле поселка Танковое — свои раколовки в воду забросил небритый мужчина. «Когда воду сбрасывают, здесь водолазы — десятками: они со дна раков мешками вытягивают». Но снабжение местных жителей рыбой и раками — вовсе не главная функция канала. Он дает воду Симферополю, Керчи, Феодосии, Судаку, многим другим городам и поселкам. В 1986 году по каналу поступала вода, орошавшая 380 тысяч гектаров садов, полей и рисовых чеков. После развала Советского Союза часть оросительных систем воры растащили на металлолом. Но канал и сейчас — главный источник воды для селян и фермеров степного Крыма.

«Продукты по карточкам, десны кровоточили»

Двое строителей Северо-Крымского канала — Сергей Ващеня и Николай Козачок — в 1963 году трудились на строительстве каналов. Летом прокладывали небольшие оросительные каналы, осенью и зимой, вместе с тысячами других строителей, вели русло магистрального канала в сторону Керчи. Они охотно и с удовольствием вспоминают о самом масштабном проекте, на котором им пришлось потрудиться.


— Как вы попали в Крым?

С. В.: — В 24 года, в 1963-м. После армии — год в училище и распределение в Крым. Не знал тогда: куда еду, зачем.

Н. К.: — Я тоже после армии отучился в училище — на бульдозериста, тракториста, скрепериста. Попал по распределению в Полтавскую область. Но там скучно было. Узнал, что в Крыму идет строительство канала — сразу же попросился туда! И ни разу не пожалел.

— В каких условиях работали?

С. В.: — Первое время было тяжело. Техника древняя, запчастей не хватает. Мы приехали — нас на ДТ-54 посадили. Это трактора такие старинные. Я думал, таких уже и не делают!

Н. К.: — Точно! Два часа работаешь на нем, шесть часов чинишь потом. Намаялись мы с ними. Но года через два технику заменили новой. Пришли Т-74. Это были самые новые аппараты. Видимо, наверху увидели первый эффект канала. Каждый его километр окупал себя за первые 2–3 года.


— Что было сложнее всего?

С. В.: — Кормили первые пару лет очень плохо. От нехватки овощей, витаминов кровоточили десны. Обеды на строительстве канала были еще более-менее нормальными. А завтракать и ужинать надо было дома, из своих продуктов. Их не хватало. Одно время рабочих даже на карточную систему перевели. Полмешка крупы в начале месяца возьмешь — и растягиваешь. Но это было в 1964-м и в первой половине 1965 года. А потом всё наладилось.

Н. К.: — Еще добираться на строительство было тяжело. Мы канал в сторону Керчи вели. Дорог там почти не было. Нас к месту работы везли через пол-Крыма на автобусах, а последние 15–20 километров — на тягачах. Выезжали из Красноперекопска в 6 утра, возвращались в 9 вечера.

— Много зарабатывали?

С.В.: — В месяц получали по 500–600 рублей, доходило и до тысячи. Оплата была не почасовая, а сдельная. Сколько сделаешь — столько и получишь. Тысяча рублей в то время — это годовая зарплата учителя в школе! Бухгалтер в колхозе зарабатывал в месяц 60 рублей. Думали: поработаем два-три года, заработаем, и домой уедем — жизнь свою устраивать.

Н. К.: — Точно. Но через год всё вокруг преобразилось. Когда вода пришла, города и деревни начали наполняться людьми, разрастаться. Весь Красноперекопск до канала — это четыре общежития бромного завода и пара десятков частных дворов. Город вырос у нас на глазах. А если и здесь хорошо — зачем куда-то ехать? Вот и остались.

— Понимали тогда — насколько важным делом занимаетесь?

С. В.: — Конечно! Мы видели результаты своей работы: в хозяйствах, в которых без орошения собирали по 10–12 центнеров пшеницы с гектара, начали собирать по 90 центнеров! Это было чудо.

Н. К.: — Да что там пшеница! На солончаках — засушливых, соленых землях, непригодных для сельского хозяйства, — начали собирать по 100 центнеров риса с гектара! Знаете, мы ведь тогда не о деньгах больших мечтали. Хотелось быть полезными, чтобы Крым был цветущим садом, а не пустыней. Жаль только, что Советский Союз не продержался хотя бы на пять-шесть лет дольше. Мы бы тогда еще вторую часть канала до Евпатории довели.

Могло быть иначе

Канал, который должен был доставить воду из Днепра в Крым, собирались строить еще в XIX веке — после засухи 1833 года. Тогда проект канала разработал «отец» Никитского ботанического сада Христиан Стевен . Но воплотить его в жизнь не сумели. В следующий раз к идее канала вернулись в 1916-м, а воплощать ее в жизнь начали в 1952 году. выиграл у двух других проектов. По первому из них, на полуостров собирались перебросить воду из реки Кубань. Для этого по дну Керченского пролива предлагали проложить толстые трубы. Другие ученые хотели опреснить Азовское море. Но выбрали, все же, проект, по которому Крым должна была напоить днепровская вода.

Строить канал начали от Каховского водохранилища. Первый пуск воды состоялся в 1958 году, а в Крым днепровская вода впервые пришла в 1963 году. Затем магистральное русло канала довели до Керченского полуострова. Вторая ветка канала должна была снабдить водой Запад Крыма. Но ее не достроили.

Северо-Крымский канал. Цифры и факты

  • Самый длинный в Европе. Протяженность канала — 402 километра;
  • 33 дня. За это время вода, выпущенная в Таврийске Херсонской области, где начинается канал, дойдет до насосной станции в селе Зеленый Яр Ленинского района, где он заканчивается;
  • Половина Азовского моря. Столько воды — 130 миллиардов кубометров — прошло по каналу за все время его эксплуатации;
  • 11 водохранилищ. Столько искусственных водоемов питает канал. Их общий объем — 200 миллионов кубометров;
  • «Монополист». 85 % пресной воды, которая используется в Крыму, приходит на полуостров по каналу;
  • 10 тысяч человек и 2 тысячи механизмов. Столько людей и машин строили канал;
  • 7 метров. Глубина воды в канале в самом глубоком месте;

Воссоединение Автономной области Крым с Россией вызвало у новых украинских властей сложную и болезненную реакцию. То, что этот акт был поддержан большинством населения полуострова, сначала ими отрицалось. Однако дальнейшие действия однозначно подтвердили осознание достоверности этой ситуации. Северо-Крымский канал, обеспечивающий до 85% потребностей жителей Крыма и его хозяйственной структуры, фактически перестал работать.

Преобразователи природы

Для того чтобы представить себе масштабность этого достаточно лишь указать на тот факт, что большей искусственной реки в мире нет. Протяженность водной артерии превышает четыре сотни километров, строил ее весь Союз. В самой идее создания рукотворной системы, давшей жизнь бесплодным засушливым землям, проявилось стремление двух советских вождей, И. В. Сталина и Н. С. Хрущева, при всей их непохожести продемонстрировать миру преимущества новой общественной формации, социализма, и непреклонность стремления к преобразованию и улучшению всего, даже самой природы. В начале пятидесятых годов претворялся в жизнь план по преобразованию ландшафтов и рельефов. Как нечто реальное воспринимались проекты по выравниванию гор и поворотов рек вспять. Не все они были реализованы, но Северо-Крымский канал, карта прохождения которого от Таврийска через Армянск и Красноперекопск неоднократно очерчивалась синим карандашом и черенком сталинской трубки, ждала более счастливая судьба.

Время чудес

17 октября - дата, знаменательная для поколения «шестидесятников». В 1957 году в этот день советский открыл эру спутников. В 1963 году город Армянск сотряс взрыв, но он никого не испугал, а напротив, обрадовал тысячи людей, собравшихся на торжественный митинг. На церемонию приехал сам Первый секретарь, заряд тротила смел узкую перемычку грунта, и в пролом хлынула веселая днепровская вода. Так был кардинально решен вопрос орошения земель, ранее считавшихся непригодными для сельскохозяйственной обработки. Совсем недавно произошло еще одно рукотворное чудо, полет Гагарина, и конечно же, оно занимало приоритетное место в сознании современников, но Северо-Крымский канал, при всей своей видимой прозаичности, на поверку оказался не менее удивительным делом рук человеческих.

Сложная система

Начатое еще при Сталине строительство было возобновлено в апреле 1961 года. На ударный объект направляли целые выпуски профильных вузов, и молодые инженеры на практике постигали тонкости выбранной ими профессии. Несколько строительно-монтажных управлений, передвижных механизированных колонн и других организаций получили задачу: создать условия для орошения 180 000 гектар, для чего было недостаточно лишь одного русла, поэтому Северо-Крымский канал - сооружение сложное и разветвленное, с боковыми оттоками, водовыпусками и другими гидротехническими узлами. Столь широкая схема требовала сохранения всей прочей инфраструктуры: дорог, железнодорожных полотен, трубопроводов и Для этого строители возвели множество мостов.

Этапы строительства

Первая очередь водной артерии в целом была завершена к 1978 году. Единый план предполагал орошение площади всего полуострова и окончание строительства в Евпатории. По нему и действовали до 1990 года, вводя в эксплуатацию ежегодно до 30 километров водной трассы. Финальный этап, начатый в 1985 году, не был завершен. В 1991 году на обломках великой страны возникли новые независимые государства, в том числе и Украина. Северо-Крымский канал оказался неподъемной ношей для экономики этой страны, и строительство было заморожено, хотя для его окончания не хватило довольно небольшой в макроэкономическом масштабе суммы, 23 миллиона гривен.

Характеристики

И в незавершенном виде это гигантское сооружение впечатляет своими масштабами. В его строительстве постоянно принимали участие десять тысяч работников высокой квалификации. Общая стоимость выполненных смет в сопоставимых ценах превысила полтора миллиарда советских рублей. Вода в Северо-Крымском канале может проходить со скоростью 300 тонн в секунду, обеспечивая поступление на полуостров объема в 1 миллиард 300 миллионов кубометров в год. При строительстве извлечено почти полтора миллиарда кубометров грунта. Три миллиона тонн бетона уложено в дно и стенки канала. Ширина его на отдельных участках составляет полторы сотни метров. Строительство продолжалось в общей сложности 36 лет. Все эти характеристики могли бы стать предметом гордости любого народа планеты, любой страны мира. Американцы с удовольствием рассказывают о в Неваде, возят на нее туристов. Северо-Крымский канал такой чести не удостоился.

Перекрытый канал

В период нахождения Крымской АО в составе Украины внутригосударственные хозяйственные вопросы решались сложно. Полуостров считался дотационным регионом, его долги госбюджету накапливались, в том числе и за использованную днепровскую воду. Каким было бы дальнейшее развитие событий и как эта проблема могла бы быть решена, теперь остается лишь догадываться. Каких-либо проектов по повышению эффективности экономики автономной области, по всей видимости, не было, по крайней мере о них ничего не известно. Ее отделение от Украины после событий на Майдане перевело отношения между полуостровом и «остальной частью страны» де-факто в ранг межгосударственных.

В качестве стимула возврата отколовшегося полуострова в апреле 2014 года Северо-Крымский канал перекрыли. Впрочем, и этот факт отрицался, хотя доказательств ему вполне достаточно. Это и опустевший канал, и снимки, сделанные с самолета, доказывающие попытки засыпать русло светлыми полипропиленовыми мешками, наполненными песком или грунтом. Украинские власти утверждают, что строится пункт учета отпущенной воды, даются другие объяснения, зачастую противоречащие друг другу, но факт остается фактом, вода на полуостров не поступает. Правительство субъекта РФ приняло меры по обеспечению независимости гидросистемы от внешних поставок. Правительство Украины фактически признало крымчан иностранцами.

Дальнейшее развитие конфликта - тема смелых гипотез. Ясно одно: он лишь часть накопившихся международных проблем.

Строительство Северо-Крымского канала

Самым крупным и значимым из реализуемых сегодня инфраструктурных объектов в Крыму, конечно, является мост и его железнодорожные и автомобильные продолжения на обоих берегах Керченского пролива . Детальная проработка проекта была начата ещё в царское время: к 1910 году были выработаны ряд конкретных предложений, причём более перспективным считалось именно современное тузлинское направление. Революция и гражданская война подорвали экономический и людской потенциал страны, отодвинув Россию на десятилетия в прошлое. В новой исторической реальности появление моста стало возможно только сейчас как радикальная мера для создания транспортного коридора в Крым, ставший по сути островным.


За нынешними выдающимися свершениями плохо видятся достижения прежних поколений, тем более ставшие привычными или потерявшие свою значимость в новых условиях. К таковым следует отнести Северо-Крымский канал , доставлявший до 2014 года днепровскую воду в засушливые районы Крыма. Путешествуя по северной части полуострова на автомобиле, путник почти постоянно наблюдает бетонное русло этой колоссальной водной артерии, искусственные водоёмы, мосты, дамбы и насосные станции. И это неслучайно: инфраструктура региона во многом создавалась вместе с каналом, для его сооружения.

Хотя сам канал работал обычно в сезонном режиме (примерно с сентября по март вода не подавалась и проводились профилактические работы), в мае он был всегда заполнен водой. Сейчас же на севере Тавриды приходится наблюдать забитые перекати-полем и буйной растительностью каналы, на бетонных стенах которых нанесены диссонирующие надписи: “Купаться запрещено”, “Лов рыбы запрещён” или “Ныряние с моста опасно!”.

Лишь ближе к Восточному Крыму, за Джанкоем, в русле канала появляется вода — это ресурсы местных рек и подземных источников. Прежде всего, речь идёт о переброске воды в канал через построенный в 2014 году гидроузел речки Биюк-Карасу для снабжения Судака, Феодосии, Ленинского района и Керчи. К югу от Новоивановки к Владиславовке и далее на Керченский полуостров сейчас можно видеть и вовсе полный до краёв канал.


Любопытно, что в обычно засушливом северном Крыму после присоединения к России уже третий год вёснами наблюдается непривычно обильное выпадение осадков. Вот и в последние дни по всему полуострову не прекращаются дожди — это не может не радовать, ведь они наполняют местные водохранилища живительной влагой. Возможно, такое заметное изменение климата как-то связано с прекращением поступления днепровской воды по каналу — старожилы говорят, что до введения в действие искусственной водной артерии обильные осадки в Крыму были нормой.

По словам спикера крымского парламента Владимира Константинова , Крым оказался в выигрыше оттого что Украина перекрыла Северо-Крымский канал. Мониторинг состояния окружающей среды, который провели два года спустя показал, что экологическая ситуация на полуострове стала благоприятнее.

- Перекрытие Северо-Крымского канала не нужно воспринимать как некую трагедию , цитирует Владимира Константинова РИА Новости (Крым) . - Для нас это даже выгодно, поскольку канал не был оборудован по современным технологиям для транспортировки воды. Живительная влага проходила через всю Украину и загрязнялась промышленными отходами, что отражалось на её качестве .

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято ещё до революции, в 1916 году, но вернуться к реализации проекта наша страна смогла лишь после Великой Отечественной войны, в 1950 году, когда было принято решение о строительстве Каховской ГЭС, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. К сооружению последнего приступили через 11 лет, по завершению проектно-изыскательных работ и разминированию обширной территории. Для возведения канала по комсомольским путёвками прибыло 10 тысяч молодых строителей и задействовано 2 тысячи единиц различной техники, включая специально разработанные машины.


Уже в 1963 году первая днепровская вода от Каховского водохранилища поступила в Крым. Вначале русло канала большей частью было земляным, что приводило не только к большим транзитным потерям, но и вызвало повышение уровня грунтовых вод и, как следствие, засолению прилегающих территорий. В конечный пункт, Керчь, днепровская вода поступила в 1975 году.

Северо-Крымский канал стал стройкой века во всесоюзном масштабе: он включает около сотни крупных гидротехнических сооружений, протяжённость основного бетонного русла превышает 400 километров, а с учётом широких разветвлений, включая подземные участки и акведуки, длина всей оросительной системы достигает 11 тысяч километров. Насосные станции способны прокачивать до 500 кубометров в секунду, поднимая воду на высоту от 10 до 105 метров для дальнейшего естественного спуска.


Помимо собственно технических сооружений возводились целые жилые микрорайоны, разрастались города, развивалось сельское хозяйство, разбивались обширные рисовые плантации, появилась отрасль рыбоводства, строились асфальтовые дороги и прочие коммуникации, включая электроснабжение. Вдоль русла были насажены лесополосы для укрепления берегов, защиты канала от солнца и горячих ветров. Без преувеличения, эта стройка полностью преобразила Крым, улучшила условия жизни и многократно увеличила урожайность благодаря 7 крупным оросительным системам. Открылись возможности и для развития промышленности: были построены градообразующие предприятия.

За 30 лет в ходе непрекращающейся стройки с применением многих новых и уникальных технологий были завершены две основные очереди строительства канала, а в ранний период украинской независимости к 1997 году едва смогли закончить третью из шести запланированных. В том же году было прекращено строительство линии до Евпатории в рамках четвёртой очереди, хотя на её завершение требовались незначительные средства.


В дальнейшем столь крупное сооружение со сложной инфраструктурой едва поддерживалось в рабочем состоянии и приходило в упадок, так как его существование тесно связано с успешной работой сельскохозяйственных и промышленных предприятий края, которые массово закрывались или разорялись. Запущенное состояние объектов, оборванные линии коммуникаций, полностью уничтоженная система лотков, исчезнувшие с полей тысячи дождевальных машин, разграбленное оборудование насосных станций, заросшее местами русло — всё это многие годы свидетельствуют о гибельном состоянии самого длинного канала в Европе и третьего в мире.

А в нынешних условиях, когда Украиной, в точном соответствии средневековому варварству, прекращена подача воды, судьба этого выдающегося сооружения становится ещё более трагичной. Если при осуществлении текущих ремонтов, которые толком не производились в последние десятилетия, канал должен был бы просуществовать не менее 100 лет, не требуя серьёзных капитальных работ, то сегодня, при отсутствии в его северных частях воды и закономерном сокращении персонала (4 тысячи человек — в 2013 году), срок жизни значительно сократится. При дефиците поступаемой с гор и добываемой из недр воды, её транспортировка со значительными потерями по открытому каналу выглядит малопривлекательной, и в дальнейшем многие участки наверняка будут заменены трубопроводами.


Крымский производственный рыбокомбинат и другие зависевшие от канала рыбопитомники по сути прекратили свою деятельность. Закрыты и рисовые хозяйства, потреблявшие 60 % днепровской воды и окупавшие содержание канала, покрывая до 90 % потребностей населения Украины в этом продукте питания. Капельное орошение позволяет сохранить выращивание некоторых сельскохозяйственных культур. Для оценки бедственного положения ирригации в Крыму достаточно сказать, что объём воды для орошения сократился за два года с 700 до 17,7 млн куб. м. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населённых пунктов особо не пострадало: ранее от 13 до 20 % всего объёма потребляемой Крымом воды приходилось на местные источники, которые сегодня используются гораздо эффективнее благодаря ряду новых гидротехнических сооружений и дополнены артезианскими источниками, обеспечивающими треть общего водозабора.


Весьма вероятно, что в недалёком будущем Северо-Крымский канал сможет снова полноценно выполнять свои функции. Поэтому необходимо создать все возможные условия для консервации грандиозного комплекса и наилучшего сохранения его объектов.

Архивные фото предоставлены “Крымским музеем мелиорации”

Сегодня Таврида берет из Северо-Крымского канала около 85% всей необходимой жителям воды. Строительство подобного канала давно волновало мысли ученых и местных жителей. Вода с материка — это возможность напоить людей и разбить на засушливых степях пашни и сады.

Мирный взрыв раздался 17 октября 1963 года, когда направленно разрушали перемычку между бетонным руслом Северо-Крымского канала и Каховским водохранилищем. До подачи днепровской воды в Крым, полуостров представлял собой засушливую местность. В особенности регионы, где не хватало собственный пресных речек и озер. Степи северного Крыма покрывали только полынь и верблюжьи колючки, а после постройки канала на полуострове начали сеять пшеницу, сажать фруктовые деревья.


После Армянска второй населенный пункт, через который проходит русло канала — Красноперекопск. Местные жители быстро привыкли к такому соседству, искусственная река стала местом отдыха. На бетонных склонах загорают и сидят рыбаки.

Далее, у поселка Танковое, расположен гидроузел. Здесь предприимчивые сельчане забрасывают раколовки. Рассказывают, что в периоды сброса воды, водолазы десятками достают раков со дна. Рыбалка, ловля раков и купание — это, конечно, не главное предназначение Северо-Крымского канала. Вода из него питает Симферополь, Феодосию, Судак, Керчь и многие другие города и поселки. В 1986 году воду из канала использовали для орошения 380 тысяч гектаров полей, садов и рисовых чеков.

В 90-х годах большую часть оросительной системы растащили на металлолом. Тем не менее, Северо-Крымский канал и по сей день исполняет роль главного поставщика живительной влаги для фермеров и селян степного Крыма.

Процесс строительства канала был сложным.

Работников сюда присылали по распределениям и по собственному желанию. В жаркие летние сезоны строители прокладывали небольшие оросительные каналы, в остальное время вели русло канала в сторону Керчи. К началу строительства подходили с осторожностью и не предоставляли рабочим качественной техники. По словам тех, кто строил канал, техника была древней, запчастей для нее не хватало. Однако, спустя два года доставили новые аппараты, когда власти увидели первый эффект искусственного русла. Один километр Северо-Крымского канала окупал себя за 2-3 года.

Экскаватор ЭРТ-122

Несмотря на то, что с организацией питания строителей было плохо, оплачивали работу достойно. В месяц можно было получить 500-600 рублей, оплата была сдельной. Для сравнения зарплата бухгалтера в колхозе равнялась 60 рублям. Некоторые строители планировали заработать на канале и уехать, но города и поселки, куда пришла вода быстро разрастались и уезжать многие не захотели. В первые годы после постройки канала хозяйства стали собирать в несколько раз больший урожай, чем раньше.

Канал в Крыму мог появиться намного раньше, еще в 19 веке.

В 1833 году на полуострове была страшная засуха, тогда разработчиком проекта стал Христиан Стевен, «отец» Никитского ботанического сада. К сожалению, воплотить проект в жизнь не удалось. Вновь вернулись к вопросу доставки пресной воды в Крым в 1916 году. Конкретные действия по строительству начались в 1952 году. Кроме Северо-Крымского канала, рассматривали другие проекты. Среди них — попытка перебросить воду из реки Кубань. Для этого планировали пустить по дну Керченского пролива толстые трубы. Другие ученые предлагали опреснять Азовское море. В итоге выиграл проект Северо-Крымского канала, с поставкой пресной воды на полуостров из Днепра.

Строительство искусственного русла началось от Каховского водохранилища. Первый пуск воды осуществили в 1958 году, а Крым получил пресную воду в 1963 году. Планировалось также построить еще одну ветку в сторону Западного Крыма, но этот замысел осуществить не успели. Северо-Крымский канал стал самым длинным в Европе, его общая протяженность составляет чуть больше 402 километров. Все расстояние от начала канала, до его конечной точки вода проходит за 33 дня.

Пару лет назад Северный Крым пересекал пустой, почти полностью высохший бетонный желоб. Ныне в нем снова плещутся волны. Полвека назад Северо-Крымский канал принес жизнь в засушливые степи. Его строили всем миром. На шестом десятке ему пришлось пережить трудные времена. Но он справляется, продолжая снабжать крымчан водой.

Где находится Северо-Крымский канал на карте?

Он начинается в Украине, ответвляясь от реки Днепр в районе городов Таврийск и Новая Каховка. Минуя Чернявку, Брилевку, Каланчак и Бабенковку, заходит в Крым около города . На Тавриде Северо-Крымский канал протекает по Армянскому, Красноперекопскому, Джанкойскому, Нижнегорскому, Советскому, Кировскому и Ленинскому округам. Заканчивается он, немного не доходя до Керченского водохранилища, возле сел Станционное, Зеленый Яр и Новониколаевка.

История появления: всесоюзная стройка

Центральная часть Крымского полуострова была засушливой всегда. Еще в 1833 г. Х. Стевен (основатель ) высказал идею о целесообразности подведения сюда днепровской воды. Однако технический уровень того времени делал работу практически невозможной. Проект одобрили в 1916 г., но не смогли осуществить из-за дальнейших событий – все время находились более актуальные проблемы.

Официальное решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято на уровне руководства СССР в 1950 г., но сами манипуляции начаты лишь 10 лет спустя – сложный план требовал времени на разработку. Наконец в начале 1961 г. стройка началась: 10 тыс. комсомольцев-добровольцев съехались сюда со всей страны. Оборудование и материалы слали не только Прибалтика, Биробиджан, Архангельск, но и Чехословакия, и даже ГДР.

Процесс шел трудно уже хотя бы потому, что на линии возведения осталось множество неразорвавшихся боеприпасов времен Великой Отечественной. В первом отряде строителей шли саперы, за ними археологи – бросить культурные ценности на произвол судьбы никто не решился.

Сложно точно назвать дату, когда построен канал. В 1963 г. впервые живильная влага с Днепра пошла в . В 1971 г. началось снабжение , в 1975-м – . Первую очередь сдали в эксплуатацию в 1978-м, вторую – в 1990-м. Но основание продолжались и позже, поскольку объект представляется не один, а являет собой сложную систему с ответвлениями и соединительными руслами.

Задержки нередко объяснялись проектными ошибками – потери подаваемой жидкости были очень значительными. Устранение недостатков требовало времени. Всего до сегодня завершено четыре строительные очереди. До распада СССР канал носил имя Ленинского комсомола – в честь юных строителей.

Европейский рекорд

Северо-Крымский канал является самым длинным из подобных сооружений в Европе – длина основного русла превышает 402 км, а общая протяженность всех трубопроводов и ответвлений – 11000 км. Глубина тоже впечатляет – до 7 м, а ширина
– до 150 м, при полной мощности он способен давать до 380 куб. м в секунду.

Хотя рассматриваемый объект не решил всех сложностей с водоснабжением Крыма, угроза засухи практически была ликвидирована. Вода из Днепра позволила развивать на севере и в центральных районах Тавриды ирригационное земледелие и даже выращивать рис (рисовые поля надо полностью заливать). Северо-Крымский канал был способен обеспечить до 85% потребности п-ова Крым в водных ресурсах.

Для отдыха канал малопригоден – значительная его часть забрана в бетон ради профилактики потерь. Однако после строительства главный поток был зарыблен, рыбалка тут стала обычным явлением. В нем ловили окуня, щуку, карася. Платить за это не приходилось даже после прихода рыночной экономики.

Канал успешно выполнял свое назначение, хотя специалисты и говорили о необходимости ремонтных работ (бетон не вечен) и обустройства фильтров (качество днепровской воды в последнее время оставляло желать лучшего). Но засух не было, а крымский рис потреблялся не только крымчанами.

Современные проблемы канала

Потом многое изменилось. Теперь на территории Херсонской области, к неудовольствию ее жителей, русло канала перекрывают нагромождения мешков с землей и бетонных блоков.
Строится и более надежная, промышленная задвижка. На территории Крыма два года назад он был почти сухим. Из-за сооружения дамбы пострадал – водные излишки хлынули туда.

Но проблема решается. Теперь значительная часть оросительной системы Северо-Крымского канала заполняется и водохранилищами, . Количество воды увеличивается за счет вложения средств в ее задержание и модернизацию распределяющих и насосных станций. Строители вспоминают, что во время работы им неоднократно приходилось наталкиваться на подземные источники и резервуары. Сегодня идет активная их разведка, так что скоро канал смогут наполнять подземные ключи.

Рис в Крыму сейчас не выращивают. Но земледелие полуострова живо, а питье в подается регулярно. Северо-Крымский канал ныне не может дать 85% воды для Тавриды, но и не простаивает даром. Уже и рыбаки снова присматриваются к нему. Хотя сегодня активно разрабатываются другие проекты обеспечения края пресной водичкой, от уже имеющейся системы отказываться никто не собирается.

Все же есть надежда, что современные проблемы Северо-Крымского канала уйдут-таки в прошлое и самая длинная рукотворная река Европы продолжит делать свое доброе дело. Крым может жить без канала, но с ним все-таки лучше.