Спокойствие разума. Как успокоить свой ум и научиться сохранять равновесие? Успешная деятельность на благо мира

УРОК 1. ЗАЧЕМ НУЖНА МЕДИТАЦИЯ?

Люди пытаются извлечь из медитации самую разнообразную пользу. Одним нужен покой, другим - самоконтроль, кому-то - сила, а кому-то - безмолвие. Но чаще всего есть желание обрести покой или покой ума. На первый взгляд, между покоем и покоем ума не существует большого различия, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что люди желают разного. Покой - это просто ощущение, а покой ума - это уже образ жизни.

В то или иное время мы наслаждались мгновениями покоя, однако они мимолетны. В действительности испытать пролсто покой не трудно. Он легко достежим с помощью практики медитации, потому что медитация предназначена именно для этого. Но стремление достигнуть покоя ума подразумевает желание испытывать покой постоянно. В Вашей повседневной жизни Вам необходимо до такой степени контролировать себя, чтобы Вы могли переживать то, чего Вы хотите, когда Вы этого хотите.
Чтобы постоянно испытывать покой ума, Вам нужно нечто большее, чем просто техника медитации. Не можете же Вы, в конце концов, в пылу полемики продавцом из-за сдачи, сесть и потратить пять минут на то, чтобы разобраться в тайных глубинах своего "я" и восстановить то, что временно потеряно - внутренний покой! Вам нужно быть способным в своей практической жизни использовать ощущение покоя, полученное от пребывания в медитации, как раз в то время, когда не так-то просто оставаться спокойным. Если Вы не можете применить свою медитацию с пользой для своей практической жизни, то действительно ли она полезна Вам?
Таким образом, в этом курсе медитации я сделала ударение на два аспекта. Во-первых, на обучение простому и эффективному методу медитации, который называется Раджа-йога, на обсуждение и экспериментирование с идеями о том, как углубить полученный опыт. Во-вторых,на исследование причин стрессов и напряжения в жизни, чтобы разобравшись в этом, Вы могли начать искоренять эти причины с помощью силы, обретенной в медитации, а так же я сделала акцент на обсуждение того, как Вы можете свои спокойные чувства обратить в спокойные действия, чтобы покой стал покоем ума.
Что такое медитация? Медитация - это процесс обретения полного понимания себя: кто Вы есть "изнутри", и как Вы реагируете на то, что происходит "снаружи". Прежде всего медитация - это в буквальном смысле "наслаждение собой". В медитации Вы открываете совершенно другое "я", очень отличающееся от той, возможно подавленной и беспокойной личности, котороя является лишь Вашей поверхностной природой. Вы осознаете, что Ваша истинная природа, настоящее "я" - в действительности очень положительное. Вы начинаете открывать океан покоя прямо здесь, на самом пороге себя.
Один мудрый, еще советский, мультфильм рассказывает о бабушке, потерявшей свои очки. В отчаянии она везде искала их, и в тот момент, когда уже потеряла всякую надежду, пришел внук и сообщил ей, что они у нее на носу! Покой подобен этим очкам. Если Вы будете искать его во вне или в других людях, Вы обречены на разочарование. Но узнав где и как искать покой внутри себя, Вы обнаружите, что он находится там всегда!
Слово "медитация" применяется для описания различных способов использования ума: от созерцания и концентрации до молитв и распевания мантр. Слово "медитация", возможно, произошло от того же корня, что и латинское слово "медири" - излечивать. Медитация определенно может рассматриваться как процесс исцеления - и имоционального, и ментального, и, в определенной степени, физического. Самое простое определение медитации - правильное использование ума или положительное мышление, что означает не отрицание Ваших мыслей, а их правильную направленность.
В большинстве форм медитации применяются две основные методики: упражнения для сосредоточения, в которых в качестве объекта для концентрации часто используют свечу, картинку или цветок, и повторение мантры. Мантра - это священная фраза, слово или звук, который многократно повторяется громко, или тихо, или только мысленно. "Мантра" - это "ман" - ум и "тра" - освободить, то есть буквально то, что освобождает ум. Медитация Раджа-йоги вклюцает в себя и концентрацию, но без использования каких-либо физических предметов. Вместо этого объектом Вашей концентрации является Ваше внутреннее "я". А вместо повторения одного слова или фразы, как в мантре, мы, в Раджа-йоге, допускаем течение мыслей, используя таким образом ум естественно. Это положительное течение мыслей основано на точном понимание себя и поэтому действует как ключ, открывающий сокровищницу покоя внутри Вас.

ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ

Выберите спокойное место, чтобы у слуха и зрения не было лишних поводов отвлекаться. Если хотите, можете включить тихую нежную музыку, помогающую создать атмосферу отдыха и легкости. Сядьте в удобной позе, распрямив спину. Вы можете сесть на подушку на полу, скрестив ноги, или, если это неудобно - в кресло. Смотрите на маритор и медленно и тихо читайте следующие слова. Посторайтесь пережить и увидеть мысленным взором все, о чем говорится, чтобы Вы действительно почувствовали то, что эти слова выражают.

МЫСЛИ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ

Вне этой комнаты ничего не существует... Я чувствую себя совершенно изолированным от внешнего мира и свободным для того, чтобы изучать самого себя... Я направляю все свое внимание внутрь себя, концентрирую всю энергию своих мыслей в центре лба... Я отделяюсь от своего физического тела и физического окружения... Я начинаю осозновать тишину внутри себя и во вне... Ощущение естественного покоя овладевает мной... Волны покоя ласково омывают меня, устраняя любое беспокойство и напряжение моего ума... Я концентрируюсь на этом ощущении глубокого покоя... Есть только покой... Я - сам покой... Покой - мое истинное состояние бытия... Мой ум становится очем тихим и ясным... Я чувствую себя легким и удовлетворенным, ...вернувшись к своему естественному состоянию - осознанию покоя... Некоторое время я сижу, наслаждаясь этим ощущением тишины и спокойствия...
В будущем практикуйте медитацию, повторяя эти или близкие мысли по десять минут. Лучшее время для такой медитации - утро, когда Вы умылись и приняли душ, до начала своих дневных дел, и вечер, когда Вы закончили все дела. В течении дня, совершая любые действия, продолжайте напоминать себе, что покой - это Ваша истинная природа. По мере того, как Вы будете практиковать медитацию, эти спокойные положительные мысли будут все чаще и чаще появляться в Вашем уме, и покой ума начнет постепенно становиться все более естественным.

Йоги давно подметили — на что направлен взгляд человека, об этом он обычно и думает: смотрим по сторонам — мысли блуждают, смотрим в глубокое ясное небо — мысли словно по волшебству растворяются, словно легкие облачка. Йоги стремятся опустошить «буфер» сознания —ум, и очистить ум от мыслей, достигая состояния «Читта Вритти Ниродха» (по определению Патанджали) — остановки мыслеобразования. Поэтому логично, что весьма полезно было бы так или иначе попробовать сконцентрировать взгляд на «пустоте». Понятно, что в физическом мире пустота только вакууме — да и то, с философской точки зрения, это не пустота, а просто безвоздушное пространство. Поэтому мы не ищем действительную пустоту — а лишь объект, транслирующий идею пустоты в наш ум. Таким объектом может быть воображаемое пространство (на этом основаны, например, такие медитации, как Йога-нидра и Чидакаша Дхарана) или воображаемая точка (Антар Тратака, Агочари-мудра, Шамбхави-мудра). В практике Бхучари-мудры мы пытаемся как бы ухватить взглядом пустоту, и это работает — ум «схватывает» эту идею, и освобождается от мыслей. Время, которое необходимо для того, чтобы практика «заработала», будет разным для разных людей — от нескольких секунд до десятков минут (или нескольких попыток). Не исключено, что достаточно «легкий» ум сразу, за секунды, схватит идею, которую несет эта практика, и вы сразу погрузитесь в приятное ощущение легкости и спокойствия, которое является целью этой практики.

Выполнение:

  1. Примите любую удобную позу стоя, сидя или лежа, предпочтительно одну из медитативных йоговских сидячих позиций (например, Сукхасану, Сиддхасану, Вирасану или Падмасану). Если есть возможность — садимся лицом к пустой стене или далекой линии горизонта (скажем, отличным местом для практики будет поле, пустырь, берег моря и др.).
  2. Глаза остаются открытыми на протяжении всей практики. Поднимите правую руку лицу , держите ладонь плоско (параллельно земле), ладошкой книзу. Большой палец касается кончика носа или верхней губы. Локоть смотрит четко в сторону (предплечье примерно параллельно земле, подмышка открыта).
  3. Сведите взгляд на кончике мизинца и удерживайте его примерно минуту, чтобы глаза привыкли к такому положению. Старайтесь моргать как можно реже. Если появляются посторонние мысли, не препятствуйте этому, но не давайте им сбить себя с практики, не отводите взгляд.
  4. Сохраняя взгляд сфокусированным в пространстве перед собой, уберите руку от лица и опустите ее расслабленно. Это конечное положение, которое является ядром практики. Со временем вы можете опустить предварительные этапы, и сразу приступать к «смотрению в пустоту».
  5. Продолжайте смотреть «на воздух» или «в пустоту» перед собой, пока глаза не устанут, или столько, сколько есть свободного времени. Наиболее эффективно делать практику по 10-20 минут. Не допускайте сонливости, но позвольте уму стать пустым, специально не «думайте» никакие мысли. Если концентрация на видимой «пустоте» будет достаточно сильной, то ум сам опорожнится от всего мусора, который в нем обычно «плавает». И наступит искомое состояние спокойствия.

Возможные трудности и их преодоление:

  1. Сонливость. Если объем накопленного стресса велик, то может наступать непреодолимая сонливость. Это значит, что «Авгиевы конюшни» подсознания очищаются. В этом случае, если есть возможность, хорошо поспать, чтобы интегрировать («впитать») полученный опыт. С регулярной практикой (если вы высыпаетесь ночью) сонливость обязательно пройдет, и ее место займет ясность.
  2. Напряжение и дискомфорт глаз, тела. Глаза не должны напрягаться и, следовательно, уставать. Избегайте любого напряжения в теле, расслабьте руки, плечи, лицо. Поза для практики должна быть удобной. Не обязательно выполнение этой мудры в йогической позе — но лежа делать нежелательно из-за опасности заснуть (а вот при бессоннице такое выполнение как раз рекомендуется).
  3. Отвлекающие факторы. Если у вас нет возможности устроиться лицом к пустой стене, не выделяйте взглядом предметы в поле видения, пусть они остаются расфокусированными. Не обдумывайте эти объекты («О, да, давно хотел эти шторы поменять!.. »). Договоритесь с домашними, чтобы они 5-20 минут не проходили мимо вас и не обращались к вам с вопросами, т.к. это может сильно отвлекать на начальном этапе. Выключите на время практики мобильный телефон и телевизор, не включайте энергичную музыку. По тем же причинам, во время практики вы не должны быть сильно голодны, но и не стоит делать эту ее сразу после еды; в идеале стоит посетить туалет до занятия и принять прохладный душ.
  4. Много посторонних мыслей, сложно добиться спокойствия. Это дело практики. Также, вы должны просто «позволить» себе 5-20 минут ни о чем не думать. Не следуйте за мыслями, какими бы ценными и важным они не казались. Не поддавайтесь импульсу прекратить практику, чтобы сделать «важное» дело, о котором вы вспомнили во время выполнения. Если дело действительно важное, вы не забудете о нем в течение тренировки. А если не важное — то надо поскорее отпустить эту идею, и позволить уму вернуться в состояние тишины. Вопреки известному утверждению «я мыслю — следовательно, я существую», состояние спокойствия и чистоты бодрствующего ума («не-ума») — естественное и полезное для здорового человека.
  5. Тревога вследствие выхода в состояние «не-ума». Поначалу состояние остановки мыслеобразования (кратковременное Самадхи) может рождать тревогу сразу после выхода из него: «Ой, я же забыла, как меня зовут, и что мне надо делать! И вот только сейчас вспомнила! Какой ужас! ». Это нормально, и характерно только для первых опытов очищения ума. Если сознание достаточно развито, и плотных загрязнений нет, то с практикой йоги состояние чистоты ума станет привычным и комфортным. Просто напомните себе, что любой йогический опыт будет временным, вам не обязательно «жить» в таком состоянии. Если ощущение паники при достижении состояния «не-ума» остается, надо пока оставить эти тренировки, и регулярно делать под руководством знающего преподавателя.

Цель практики — уловить идею пустоты, которая «видится» как пустое, незанятое предметами, пространство перед глазами. Это «автоматически» вызывает в уме спокойствие, чувство безопасности, ясности, и повышает концентрацию.

Бхучари-мудру можно делать в любое время дня и ночи, когда вы не слишком сонливы. Можно делать даже в общественном транспорте — соседи подумают, что вы задумались или дремлете. В течение рабочего дня практику можно делать в обеденный перерыв, она помогает успокоиться и отдохнуть, и нисколько не мешает пищеварению (в отличие от многих других практик) — только не делайте сразу после еды: будет сильная сонливость.

Нет людей, у которых эта практика «не получается». Даже если не выходит с первой попытки, в итоге все равно получится. Никаких особых навыков или способностей для практики не требуется. Эту мудру можно давать даже детям (она успокаивает), тем более что она довольно забавно выглядит со стороны (как и Насикагра).

Больше всего оценят эту мудру те, кто практикует йогу для спокойствия ума или увлекается медитацией. Она дает поработать с наполнением и состоянием ума напрямую, тренируя навык деконцентрации. Делая эту мудру, вы ускоряете свой прогресс в любых медитативных техниках!

Противопоказания к этой мудре не известны , однако при болезнях глаз стоит делать ее с осторожностью, избегая любого напряжения глаз, а при дискомфорте отменить практику и обратиться к йога-терапевту за разъяснениями.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Вы можете научиться управлять вашим беспокойным разумом

Наш беспокойный разум

Беспокойный разум не дает нам покоя или передышки. Нас постоянно «кидает» от одного опасения к другому, от страха к тревоге.

Постепенно мы сплетаем такую сложную паутину в нашем мозге, что забываем о том, что такое внутренний мир.

Вероятно многие из вас путают понятие беспокойный разум с любопытством и продуктивностью.

Хотя действительно, иногда внутренняя энергия является отражением нашего желания учиться, чаще всего это беспокойство на самом деле является своеобразным «умственным шумом».

Он приносит лишь путаницу, усталость и делает нас несчастными.

Часто говорят, что «нет хуже врага, чем тот, кого мы создали сами у себя в голове».

Однако, вместо того, чтобы увидеть, что лишь мы сами несем за это ответственность, мы воспринимаем это внутреннее напряжение как сложное сочетание многих вещей.

Беспокойный разум и бушующий океан в нашей голове

Одна из самых известных книг, посвященная этим сложным ситуациям, когда умственный шум переплетается с депрессией, написана Кей Джемисон.

С детства я всегда была склонна к аффекту и эмоциональной неустойчивости. Мой подростковый возраст был окрашен грустью и, когда я начала свою профессиональную жизнь, я попала в замкнутый круг, зажатая между циклами страха, тревоги и беспокойного разума, так, что я едва могла жить.

«Беспокойный разум», Кей Джемисон

Так что, если вы увидели нечто знакомое в этих строках, пожалуйста, прочитайте об этих 5 секретах внутреннего спокойствия , это может быть вам полезно.

1. Сбросьте лишний груз с ваших плеч

Конечно же он у вас есть, даже если вы его не ощущаете. Как только вы осознаете весь груз, который вы носите у себя на душе, вы почувствуете себя лучше.

  • Вы окружены людьми, которые, ничего вам не давая взамен, забирают и забирают вашу энергию.
  • Возможно, вы отдаете приоритет тем вещам, которые не являются полезными для вас.
  • Вы понимаете, что «минус это всегда плюс».

2. Остановитесь, вдохните и отключитесь от ментального шума

Вчера уже больше нет. Прошлое не может быть отредактировано, будущее еще не существует. Таким образом, сосредоточьте все свое внимание на моменте здесь и сейчас , там, где вы находитесь в данный момент.

  • Остановитесь и глубоко вдохните. Задержите дыхание на пять секунд. Затем выдохните так, чтобы это было слышно. Это простое упражнение, верите вы или нет, поможет освободить ваш разум, насытить ваш организм кислородом и позволит вам достигнуть спокойствия.
  • Теперь, когда вы чувствуете себя хорошо физически, пришло время, чтобы найти контакт с собой. Спросите у себя, что вы действительно хотите, что ищете, чего не хотите, к чему вы стремитесь.

3. Постройте защитные стены

Беспокойный разум страдает, потому что он очень уязвим. Потому что он впускает в себя заботы о других, чужой эгоизм, интересы окружающих нас людей.

Когда эта отрицательная энергия попадает к нам внутрь и переплетается с нашими личными слабостями, результат ужасен.

Необходимо поставить защитные стены, и это можно сделать следующим образом.

  • Я отойду подальше от того, что идет в разрез с моими целями и устремлениями. Я не хочу удовлетворять эгоизм других и следовать ложным интересам.
  • Я отгорожусь стеной от всех, кто приносит бурю в спокойные дни.
  • Стены защитят меня от тех, кто не уважает меня. Я их прощаю и отпускаю.

4. Тишина, которая исцеляет

Один раз в день, на 1,5-2 часа вам нужно принять «ванну» абсолютной тишины.

  • Эти моменты спокойствия и внутреннего мира позволяют нам понять наши истинные потребности, чтобы успокоить беспокойный разум.

Поскольку беспокойный разум прыгает от одной черной дыры к другой, мы забываем о себе. Вы забываете, чего вы стоите и насколько вы важны.

  • Отдохните в тишине от ваших страхов и внутренних голосов. Позвольте себе такие эмоции, как удовлетворение, внутренний мир и равновесие между разумом и сердцем.

5. Взращивайте в себе чувство благодарности

Этот аспект, несомненно, наиболее трудно осуществить.

Расслабьтесь и подумайте об этих вещах:

  • Если вы чувствуете себя плохо из-за людей, которые не хотят вам добра, держитесь от них подальше. Решение может быть простым, но это потребует мужества.
  • Если вы чувствуете дискомфорт сейчас, то стоит подумать об этом и что-то поменять. Выберите другой путь и помните, что вы заслуживаете счастья.
  • Цените маленькие вещи, которые окружают вас и которыми, возможно, вы пренебрегаете.
  • Скажите спасибо за то, что вы здоровы физически, что рядом с вами есть люди, которых вы любите и которые любят вас.
  • Учитесь благодарить жизнь за каждый новый день. Потому что он открывает перед вами новые возможности, позволяя достичь того, чего вы хотите.

Будьте счастливы, спокойны и храните душевное равновесие.опубликовано

«Твои мысли подобны кругам на воде. В волнении исчезает ясность, но если ты дашь волнам успокоиться – ответ станет очевидным»….

«Дайте взбаламученной воде успокоиться, и она станет чистой»(Лао Цзы)

Активацию сегодня мне захотелось начать именно с этих слов. Среди суеты и бесконечных потоков мыслей, информационных воронок и тригеров ума, так хочется обрести оазис Спокойствия!.. И сегодня у тебя открывается возможность обрести этот ценный навык, благодаря простым и эффективным рекомендациям, а также особой Активации, которые приходят через меня во благо всем людям, кто стремится к Осознанной жизни и Процветанию Души.

Начнём с главного – Что такое Спокойствие?

*Спокойствие – это состояние разума, в котором не возникает внутренних конфликтов и противоречий, а внешние предметы воспринимаются одинаково уравновешенно

*Спокойствие – это способность сохранять ясность ума и трезвость рассудка при любых внешних обстоятельствах и раздражающих ситуациях

*Спокойствие – это выражение искреннего доверия к жизни и окружающему миру

*Спокойствие – это показатель самообладания и силы характера человека, которые помогают эфективно действовать в нестандартной ситуации и добиться успеха при обычных обстоятельствах.

Теперь давайте проясним, почему так трудно достичь состояния Спокойствия и Безмятежности ума?

Ключевую роль в этом играет выбранный способ мышления! И это подвластно каждому человеку.

Многие, к сожалению, НЕ обладают душевным покоем … Мы страдаем от тревог, волнений и постоянных проблем. Вдобавок к этому, разумеется, есть также различные неудобства в повседневной жизни, раздражающие нас люди и выводящие из себя ситуации.

Моменты душевного покоя – довольно большая редкость, особенно когда нас ежедневно встречаешься с негативом средств массовой информации и окружением из негативно мыслящих людей.

Но истинный секрет достижения Спокойствия ума определяется не внешними обстоятельствами, а вашим выбором способа мышления.

Поделюсь с вами эффективными способами , как легко и просто достичь Спокойствия и Безмятежности ума:

*Когда мы полностью вовлечены в момент «здесь и сейчас» и занимаемся тем, что нам нравится и вдохновляет

*Когда мы не поддаемся автоматическому потоку негатива из подсознания и не живём мыслями о прошлом, сравнивая себя с тем, как было раньше. Естественно, это требует самосознания и развития дисциплины ума

*Когда мы способны достичь внутренней тишины и на мгновения выйти за поток мыслей – в этом прекрасно помогает Созерцание прекрасного (природы, произведений искусства, своих собственных шедевров), а также практики медитации и глубокого дыхания

*Когда мы смотрим на ситуацию с точки зрения позитива и вырабатываем привычку благодарить за любой опыт

Таким образом, Спокойствие ума способствует двум вещам: поддерживает физическое здоровье, а также помогает смотреть на происходящее реалистично и объективно.

*Всегда делайте все, что в ваших силах. Благодаря этому, вы будете знать, что сделали все, что могли, и вам не нужно будет нести энергетический груз чувства вины или недовольства собой

*Будьте честным с самим собой и с окружающими. Это поможет сохранить ясность и не позволит вам запутаться в ложных убеждениях

*Учитесь фокусировать своё внимание на «здесь и сейчас». Ваши обиды и огорчения живут в прошлом. Страхи и волнения живут в будущем. Вам нет необходимости с ними встречаться, если вы живете здесь и сейчас. Уделяйте внимание тому, что вы делаете и переживаете в данный момент, не зацикливайтесь на прошлом и делайте все, что в ваших силах, сегодня, чтобы прийти к идеальному завтра.

Развить мысленную дисциплину так же просто, как сформировать новую привычку. Почувствуйте свой новый образ мышления и станьте оазисом Спокойствия и Безмятежности в этом современном мире!)

А сейчас – время для Активации

Выровняй спину, сделай глубокий вдох и выдох, войди в тишину ума и манифестируй следующее:

«Я возвращаю себе естественный дар прибывать в состоянии Спокойствия и Безмятежности ума. Каждый день я Осознанно закрепляю навык позитивно мыслить, благодарить за полученный опыт, прикладывать усилие вносить гармонию в любую ситуацию или окружение. Я уделяю внимание своему ритму дыхания и позволяю себе глубоко и медленно дышать. Глубокое дыхание создаёт глубину моих чувств, мыслей и поступков!»

И да Есть Так!

Сделай вдох, выдох и проживи сегодня Осознанно своё новое активированное состояние Сознания на состоянии Спокойствия и Безмятежности ума.

Чтобы быстро и легко обрести необходимые привычки и получить необходимые ключи к управлению своим умом и состоянием, мы разработали уникальный практический курс: «Управление Силой Состояния» , который можно пройти уже сейчас в удобном видео формате: http://www.idealno.com.ua/uss-3paketa/

После практики, поставь внизу в комментариях “+” в знак Гармоничного завершения Активации именно у Тебя.

Делись также в комментариях о своих Осознаниях и ощущениях в процессе Активации.

Твои ответы раскроют в Тебе новую Глубину и позволят ещё больше узнать себя Истинного.

Мы искренне желаем, чтобы Осознанных Счастливых людей становилось всё больше и больше! Будем благодарны за репост на Твоей соц странице – неси далее Мудрость миру во благо Всем!

С Любовью и Заботой,

Виктория Рай и Альсей Вольный

Счастливая Семейная пара

Эксперты по Развитию Сознания

Упражняясь в медитации, мы начинаем с того, что позволяем своему вниманию успокоиться. Почему? Это связано с тем, что именно в состоянии покоя мудрость и сострадание раскрываются сами собой. Подобно тому, как вода становится прозрачной, если её не взбалтывать, ум очищается, если ему не мешать. Человека в течение всей жизни преследуют надежды и страхи, волнение и беспокойство – ими наполнен каждый наш день. Мы непрестанно переживаем множество негативных эмоций, у нас не получается удовлетворять все свои ожидания и амбиции. Невоплощённое желание само по себе болезненно. Один из способов, доступных духовному практикующему, – исследование своих желаний с целью понять, какие из них реалистичны. Нам нужно ответить на вопрос, все ли амбиции мы можем удовлетворить. Хорошо быть прагматичным и придерживаться определённых границ.

Нам стоит иногда разрешать себе расслабиться, быть к себе не слишком строгими – просто спокойно и радостно проводить время. Нужно научиться быть добрыми к самим себе. Чем больше мы позволяем себе наслаждаться свободой и покоем, тем счастливее становимся. Чем больше мы подвергаем себя стрессу и зажимаемся, тем сложнее нам живётся. Это знакомо всем нам по собственному опыту.

Если мы хотим быть счастливыми, нужно узнать, что для этого требуется. Чувство удовлетворённости не зависит от внешних явлений. Они образуют декорации, не более того. Главную роль играет наш собственный ум. Если вы знаете, как отпустить свой ум и дать ему пребывать спокойным и свободным, вам будет удобно везде, где бы вы ни находились. Вам будет приятно общаться с кем угодно. С другой стороны, если вы чувствуете себя расстроенными, напряжёнными, несчастными или нереализованными, то куда бы вы ни пошли, с кем бы ни встретились, вы будете ощущать дискомфорт.

Состояние нашего ума значит для нас очень многое. То, что испытывает радость, печаль, удовольствие и боль, – это наш ум. Но он не обязан просто реагировать на происходящее вокруг нас. Умом можно управлять. Можно направлять его к чему‑то хорошему, и тогда вы привыкнете к позитивному мышлению. Если направлять ум в негативную сторону, это тоже может стать привычкой. Если мы позволим себе впасть в апатию и ни о чём не беспокоиться, то потеряем восприимчивость и станем безрадостными. Определение «духовный» обозначает обращение нашего ума в сторону чего‑то благородного, не более того. Одно из важных условий достижения этой цели – знание о том, как сохранять полную расслабленность.

Многие стараются оставаться физически здоровыми, придерживаясь различных диет и выполняя сложные упражнения. Мы тратим достаточно энергии, чтобы поддерживать физическое благополучие. Разве не стоит с таким же рвением заниматься тем, что подарит здоровье нашему уму? Ум важнее тела: тело лишь инструмент ума для выполнения тех или иных задач. Когда ум отдаёт команду «вставай и иди», тело встаёт и идёт. Когда ум требует «садись», тело садится.

Нам стоит иногда разрешать себе расслабиться, быть к себе не слишком строгими – просто спокойно и радостно проводить время. Нужно научиться быть добрыми к самим себе.

Большинство из нас живут очень насыщенной жизнью. Задачи, решением которых мы так заняты в течение дня, обычно имеют определённую цель. Можно сказать, что смысл наших усилий – убедиться в том, что их результат будет нас устраивать. Иными словами, мы тратим всю жизнь на приготовления к тому, что случится потом. Этот процесс окрашен внутренним беспокойством, поскольку мы нацелены на определённый результат. Желание убедиться в том, что всё будет идти именно так, как мы планировали, неизбежно порождает надежды и страхи. Даже едва заметное беспокойство о том, будет ли в дальнейшем всё в порядке, всегда немного болезненно. Если цель всей нашей деятельности в том, чтобы достигнуть благополучия в этой жизни, но подготовка к счастливому исходу рождает бесконечную обеспокоенность, когда, по‑вашему, мы сможем достичь своей цели?

На самом деле совсем не обязательно постоянно беспокоиться о том, чтобы всё было хорошо и мы были счастливы. Можно расслабиться. Разумеется, стоит следить за тем, куда всё движется. Нельзя полностью игнорировать свои обязанности, но при этом не нужно становиться одержимым ими. Время от времени можно просто не напрягаться. Если бы для достижения целей нужно было обязательно непрестанно волноваться, тогда это имело бы смысл. Но это не так, и мы просто портим себе жизнь. Я не говорю, что не стоит обращать внимание на то, в каком направлении всё развивается. Просто не нужно слишком сильно переживать по этому поводу.

Если мы хотим открыть естественные и ненадуманные сострадание и мудрость, нам нужно понимать, что проявиться они могут только из спокойного состояния ума. Упражнения в том, чтобы становиться спокойными, можно назвать медитацией. Но на самом деле мы можем называть их как угодно. Чтобы полностью расслабиться, нужно покоиться вне мыслей, вне концепций, но при этом поддерживать осознанность. Такую осознанность можно называть «необусловленной таковостью». Покоясь в этом состоянии, мы обретаем подлинное расслабление. Тем не менее просто расслабиться и пребывать в спокойствии ещё не означает покоиться в необусловленной таковости. Когда мы сознательно пытаемся расслабиться и сохранять спокойствие, в этом всё равно присутствует самосознающее чувство пребывания в покое. У нас в уме ещё остаются такие идеи: «Я спокоен. Я отдыхаю. Я должен быть спокойным. Покой, покой, покой. Теперь я уже не спокоен. Я встал».

«Таковость» означает нашу основополагающую природу, нечто необусловленное, что присутствует в каждом из нас. Когда наше внимание занято двойственным мышлением, наша основополагающая природа омрачается, и результатом оказывается состояние ума, которое называют «омрачённая таковость». Но как только мы позволяем этой озабоченности хватанием за двойственность утихнуть и исчезнуть, состояние ума изменяется, и тогда оно называется «неомрачённая таковость».

Необусловленная таковость уже присутствует всё время – это природа каждого живого существа. Все проблемы возникают от незнания того, что это действительно так. Весьма вероятно, что время от времени мы оказываемся в нашей основополагающей природе, но, скорее всего, это весьма краткое переживание. Поскольку мы не привыкли к узнаванию своей природы, мы не можем осознать её такой, какая она есть. Узнавание своей основополагающей природы никак не связано с религиозностью, духовностью или навешиванием на себя ярлыка «буддист». Поскольку мы не привыкли узнавать свою основополагающую природу, то просто не способны поддерживать и увеличивать эти краткие периоды переживания собственной природы. В итоге у нас не получается понять, что действительно важно. Мы просто не обращаем внимания на наше основополагающее состояние и продолжаем заниматься своими делами. Мы не признаём жизненную важность того, что ею в самом деле обладает, а несущественным вещам уделяем слишком много внимания.

Наша основополагающая природа – чем бы она в действительности ни была – становится для нас очевидной в тот момент, когда мы позволяем исчезнуть состоянию ума, которое омрачает нашу истинную природу. Такое прямое переживание нашей основополагающей природы, даже если оно длится лишь мгновение, называется узнаванием естественного состояния. Это относится к каждому из нас. Терминами «карма», «омрачения», «мешающие эмоции» или «тревожащие эмоции» описываются состояния ума, в которых внимание приковано к цеплянию за двойственность. Все они исчезают, как только мы узнаём неомрачённую таковость. Всё, что остается в результате, – это глубокое сострадание и мудрость.

Есть много способов расслабиться и обрести спокойствие. Можно достичь притуплённого полусонного состояния, став похожим на медведя в спячке. Медведи находятся в спячке много месяцев подряд, но при этом их сознание выключено. Наилучший способ обрести спокойствие – в ясном присутствии ума. Чувство спокойствия должно быть связано с пробуждённым присутствием. Именно это лежит в основе терминов «пробуждённость, свободная от мыслей» и «самосущая пробуждённость», которые указывают на ясное состояние, не омрачённое цеплянием. Эти термины происходят из традиции тибетского буддизма, известной как дзогчен, – особой формы практики, представляющей собой непосредственное, прямое упражнение в узнавании естественного состояния.

Сострадание и любящая доброта дарят гармонию и благополучие как окружающим людям, так и нам самим. Сострадание – качество столь сильное, что всякий раз, когда в уме возникает глубокое сострадание, все негативные эмоции, присутствующие в этот момент, устраняются. Они просто отпадают. В то же самое время сострадание приносит большую пользу окружающим нам людям. Когда мы переживаем чистое и искреннее сострадание, в этот момент не остаётся места для соперничества и гнева. Они исчезают. Вы сами можете в этом убедиться.

Сострадание и любящая доброта дарят гармонию и благополучие как окружающим людям, так и нам самим. Сострадание – качество столь сильное, что всякий раз, когда в уме возникает глубокое сострадание, все негативные эмоции, присутствующие в этот момент, устраняются.

Скажем, мы ставим перед собой цель продвижения идеи мира во всём мире. Для этого необходимо, чтобы каждый житель этой планеты развил в себе любящую доброту и сострадание. Другого способа не существует. При этом мы не можем немедленно сделать их сострадательнее, поэтому нашей главной задачей становится развитие собственной любящей доброты и сострадания. Чистота сострадания зависит от нашей воли и мотивации. Делая добрые дела, не стоит надеться на похвалу или вознаграждение. Не стоит думать: «Я сделал доброе дело, так что в ответ на это со мной должны хорошо обращаться. И поскольку люди этого не делают, я вправе злиться. В следующий раз не стану даже пытаться проявлять доброту». Таких мыслей стоит избегать.

Как я уже говорил, словом «медитация» мы обозначаем различные уровни практики. Начальный уровень медитации требует определённых усилий. Мы удерживаем в уме объект, прилагаем усилия, сосредоточиваемся. Такой тип медитации успокаивает наши внутренние процессы, усмиряет нас. Наивысшую форму практики называют «великой медитацией немедитации». Такая практика не связана с определённой религией или философией. Она не была придумана Буддой. Это наше подлинное состояние – то, какой является наша природа с самого начала. Немедитация означает пребывание в необусловленной таковости. Это квинтэссенция спокойного состояния ума.