Скороговорка как средство развития речи. Развивающие речь скороговорки

— Скороговорка. Основные понятия
— Рекомендуемые правила для занятий скороговорками
— Скороговорки на букву Р
— Скороговорки на букву Ж
— Скороговорка на букву Ч
— Скороговорка на букву Ш
— Скороговорка на букву Щ
— Из сложных скороговорок
— О современных скороговорках

Скороговорка - это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и где содержатся сочетания звуков, намеренно затрудняющих быстрое произношение слов. Форма скороговорки может быть как рифмованная (в стихах), так и нерифмованная.

Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.

Именно такие скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства, о которых вы можете прочитать в уроке о произнесении речи. И широко применяются они не только родителями, желающими улучшить дикцию детей, научить их правильно произносить звуки родного языка, но и профессиональными актерами, дикторами, телеведущими, политиками для развития навыков произнесения речи.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Тренировать произнесение скороговорок следует поэтапно: чтобы добиться наилучшего эффекта, скороговорку сначала произносят четко и медленно, затем, постепенно наращивая темп, и корректируя дикцию и артикуляцию.

Часто чистоговорки классифицируются по разным признакам, обычно выделяют скороговорки сложные или трудные, длинные, специальные для дикции, быстрые, народные и так далее.

Выбор скороговорок для развития речи зависит от конкретного человека и фонетических особенностей его дикции. Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает у вас трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вам звуков.

1) Вначале слова надо произносить медленно, по слогам, четко их выговаривая, следя за ритмичностью произношения, затем, по мере совершенствования, ускорять темп.

2) Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не тяжелить, а активизировать.

3) Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.

4) Вы можете произносить их перед зеркалом беззвучно, а затем шёпотом, но звуки должны быть понятны и слышны.

5) Пробуйте произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.

7) Для вашего разнообразия можно произнося скороговорку, подключить движение: поприседать, попрыгать, побоксировать, потанцевать и т.д.

8) Как вариант, слова трудноговорки можно наложить на музыку какой-нибудь народной песни, например «Во поле березка стояла» и распевать с удовольствием.
Итак, главное правило хорошего произношения: чтобы говорить быстро – надо научиться говорить медленно.

— Скороговорки на букву Р

* * *
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

* * *
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

* * *
Проворонила ворона воронёнка.

* * *
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

* * *
Раз, два, три, повтори:
Враг не друг, у ног нет рук…

* * *
Три сороки-тараторки тараторили на горке.

* * *
Брат сестре твердит три дня.
Скоро праздник у меня.
Третий день рожденья.
Будем есть варенье.

— Скороговорки на букву Ж

* * *
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

* * *
Жужжит над жимолостью жук.
Тяжёлый на жуке кожух.

* * *
Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погода, ёж?
— Свежа!
И пошли домой, дрожа,
Горбясь, ежась, два ежа.

* * *
У ежа- ежата, у ужа- ужата.

* * *
Жил- был жук, жук жил- был.

* * *
Журавль жабе не жених.

* * *
Жутко жуку жить на суку.

— Скороговорка на букву Ч

* * *
У четырех черепашек четыре черепашонка.

* * *
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

* * *
Чайные блюдца легко бьются.

* * *
Чем чаще чищу, тем чашка чище.

* * *
Четыре чертенка
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

— Скороговорка на букву Ш

* * *
Вот шипит большущий уж:
-Очень душно. Мне бы в душ.
Полежать под душем нужно,
Чтобы не было так душно.

* * *
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

* * *
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор

* * *
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

* * *
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

* * *
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

* * *
Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.
Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.

— Скороговорка на букву Щ

* * *
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

* * *
Ты нас мама не ищи,
Ищем мы щавель на щи.

* * *
Щеглиха у щегла щеголихою была.

* * *
Щипцы да клещи — вот наши вещи.

* * *
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Смешные скороговорки
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

* * *
Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.

* * *
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

* * *
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу
А Мишутка съел селёдку под шубкой.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

* * *
За поселком у проселка в поле пела перепелка
Перепел прилетел,перепелку перепел.

* * *
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

* * *
Вёз корабль карамель,
Налетел корабль не мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

* * *
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Консультация для родителей ДОУ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК"

Как организовать «учебный» процесс?

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность возникнет у вашего ребенка. И даже если он не будет нуждаться в проговаривании скороговорок в обязательном порядке, то все равно такие тренировки будут ему крайне полезны и интересны.
Поэтому начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться, вот увидите. Только проговаривайте фразы медленно и четко. Потом детка подключится к проговариванию вместе с вами – ведь так трудно удержаться, чтобы не проверить свои возможности. А позже научится без труда произносить заковыристые предложения.
Начинайте с самых простых и легких скороговорок . При этом маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!
Развиваем речь с помощью скороговорок.
Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.
Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От того, как вы говорите, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и родителям.
Что такое скороговорки?
Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.
Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно! Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как проговаривать скороговорки с ребенком?
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка.
Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
-Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Осип охрип, Архип осип.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Ехал Гpека через реку,
Видит Гpека - в рeкe рак,
Сунул Гpека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
Pыла свинья, тупopыла, белopыла,
Пoлдвopа рылом из-pыла,
Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.
На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.
Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным!

Галина Коновалова
Консультация «Развитие речи детей с помощью скороговорок»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи . Основной причиной развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим, то необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Из всех известных методик по развитию речи детей дошкольного возраста скороговорки являются самым древним, самым интересным, самым доступным из них. На своих ежедневных занятиях в детском саду проговаривание скороговорок я провожу в форме игры без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка, когда все участники процесса получают общее удовольствие.

"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например : "на дворе трава, на траве дрова" (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).

Приведу ещё определение из Толкового словаря В. И. Даля : «Скороговорка –частоговорка , чистоговорка, род складной речи , с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».

Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности и первоначально принадлежали фольклору взрослых, неся отпечаток мифологических представлений, истории народа, они развивают чувство родного языка, содействуют преодолению косноязычия.

Как работают скороговорки : и забава, и польза.

Гимнастики требуют не только наши руки и ноги, но и органы речи . Язык и губы нужно тренировать не меньше, чем другие части тела. Ни одна мышца не способна двигаться настолько тонко и точно, как язык, от которого зависит четкое и быстрое произношение звуков.

Если вы хотите развить у ребенка размеренную членораздельную речь, без «проглоченных» букв и скомканных слов, попробуйте поучить с ним скороговорки .

Их цель – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения проблемных звуков.

Кто в детстве не разучивал эти шуточные стишки со сложным сочетанием звуков? Наверное, все помнят, как это было весело и интересно, а главное – затем можно было хвастаться перед друзьями быстрым и четким произношением!

Кроме того, такие выражения – самый доступный, простой и легкий способ улучшения произношения, ведь их придумывали и оттачивали не одну сотню лет.

Какое значение имеют скороговорки для ребенка ? Они :

Учат малыша говорить четко и красиво;

Способствуют развитию памяти и воображения;

Обогащают словарный запас.

Чтобы эффект от упражнений со скороговорками был максимальным , я хорошо подготовилась.

Сначала подобрала необходимые скороговорки – речевой материал для от-работки тех звуков, которые дети неправильно произносят.

После того, как вы подобрали интересный материал для тренировок произ-ношения определенных звуков, можете приступать к упражнениям. Помните, что в скороговорках главное – не скорость , а правильность и точность произношения.

Обязательно проговаривать текст медленно, четко произнося каждую букву и слог. Это способствует заучиванию правильного порядка слов и всей фразы.

Главная ошибка на этом этапе – очень быстрое проговаривание, когда путаются гласные и смешиваются слова. Внимательно следите, чтобы ребенок преодолел все трудные звукосочетания и отработал каждый звук.

Поиграйте с ребенком в суфлера, попросив его произносить скороговорку шепо-том , не теряя при этом разборчивости речи .

Затем поиграйте в чтение по губам, попросив говорить беззвучно, двигая губами.

Занимайтесь по 2 раза в день в течение 10-15 минут.

Скороговорки бывают разные : и простые, и сложные по набору звуков.

Сразу отрабатывать с ребенком сложные скороговорки не стоит - неудачи только расстроят вас и малыша, отобьют желание работать дальше. Начинайте упражнения с простых и коротких скороговорок .

Если заметен прогресс в произношении, переходите на более сложные скороговорки для развития дикции ; если же ребенок капризничает и говорит, что раньше было легче - попробуйте скомбинировать две скороговорки на один и тот же звук. Найти сложные скороговорки для развития речи в интернете не составляет труда. Они разбиты по категориям в зависимости от того, какой звук необходимо отработать у ребенка.

Главное - не сложность скороговорки , а систематичность работы и пози-тивный настрой на работу у вас и ребенка.

Было проведено родительское собрание «Роль скороговорок в развитие речи дошкольников » , на котором обратила внимание на необходимость использования скороговорок для развития речи , дикции, правильного произношения у детей . Родителям предложила использовать упражнения со скороговорками дома в свободное время.

Таким образом, скороговорки - эффективное и увлекательное средство улучшения детской речи .

Литература.

1. Дошкольное воспитание : научно-методический журнал, №4, 2004 год.

2. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки : популярное пособие для родителей и педагогов/Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 208с.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. - Спб.,

Публикации по теме:

Первый раздел. Целевой. Пояснительная записка Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека.

Третий раздел. Организационный. Содержание рабочей программы реализуется через непосредственно образовательную деятельность (на занятиях.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача.

Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

Скороговорки – чистоговорки для автоматизации и отработки в увлекательной и шутливой форме, определённых групп звуков. Используя чистоговорки, добиваемся: Улучшение подвижности языка, губ, нижней челюсти; формирования правильного звукопроизношения; развиваем и совершенствуем речевой слух; вырабатываем отчётливую и ясную дикцию.

Материал для автоматизации и дифференциации звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скороговорка - как средство исправления речевых дефектов.

Скороговорки или чистоговорки - это несложный, как правило, небольшой по объёму, ритмичный, часто шуточный текст. Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребёнка, их надо применять как можно чаще.

Со скороговорками и чистоговорками можно работать разными способами:

2.Шёпотом.

3.Вслух, в медленном темпе, а затем в быстром.

4.Шёпотом, но быстро.

5.Меняя интонацию.

6.Взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками проговаривать

Скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или слог.

7.Проговорить скороговорку, подбрасывая мячик из одной руки в другую.

8.Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

9.Предложите проговорить скороговорку три раза подряд и не сбиться.

10.Предложите проиллюстрировать скороговорку: Что можно нарисовать к данной

Скороговорке? Передать сюжет скороговорки.

Необходимо помнить, детям, у которых быстрый темп речи, следует предлагать произносить скороговорки в замедленном темпе. Детям с замедленной речью – в обычном темпе или слегка ускоренном. Чтобы речь развивалась, надо следить за чёткостью произношения каждого звука.

Вот некоторые простые скоро – чистоговорки для развития речи ребёнка.

С,с’

са – са – са – вот летит оса

са – са – са – на траве роса

со – со – со – у Сони колесо

со – со – со – у телеги колесо

су – су – су – мы видели лису

су – су – су – яблоки несу

сы – сы – сы – у сома усы

ас – ас – ас – мы купили квас

аска – аска – у меня маска

си – си – си – сена накоси

иска – иска – на столе миска

З, з’

за – за – за – вот идёт коза

зу – зу – зу – мы ведём козу

зу – зу – зу – мы пасём козу

зы – зы – новые тазы

зе – зе – зе – дали траву козе

цо – цо – цо – мы вымыли лицо

цы – цы – цы – сильные борцы

ац – ац – ац – мягкий матрац

ец – ец – ец – поёт певец

ша – ша – ша – мама моет малыша

ши – ши – ши – это малыши

шу – шу – шу – я письмо пишу

шу – шу – шу – я флажком машу

ашка – ашка – на ветке букашка

ошка – ошка – на окошке кошка

ышка – ышка – маленькая мышка

жа – жа – жа – иголки у ежа

жу – жу – жу – молока дадим ежу

жи – жи – жи – у меня ножи

жу – жу – жу – я флажок держу

ща – ща – ща – дайте мне борща

щу – щу – щу – я тебя ищу

ще – ще – ще – он идёт в плаще

щи – щи – щи – ты меня ищи

щи – щи – щи – помоги, поищи

ащ – ащ – ащ – мне купили плащ

ощ – ощ – ощ – на лугу хвощ

чо – чо – чо – ох, как горячо

чу – чу – чу – гулять хочу

ач – ач – ач – дайте мне калач

оч – оч – оч –скоро ночь

ач – ач – ач – испечь калач

чи – чи – чи – у меня ключи

очка – очка новая бочка

ра – ра – ра – высокая гора

ра – ра – ра Кате спать пора

ро – ро – ро – на полу стоит ведро

ру – ру – ру – коза грызёт кору

ры – ры – ры – летят комары

ор – ор – ор – у Ромы топор

ур – ур – ур – не гоняй кур

арка – арка – у меня марка

ара – ара – ара – вот идёт Тамара

гра – гра – гра – хорошая игра

Р’

ря - -ря – ря – синие моря

рю – рю – рю – репу я варю

ри – ри – ри – горят фонари

ре – ре - ре – санки на горе

ла – ла – ла – лопата и пила

ло – ло – ло – в осине дупло

лу – лу – лу – купили пилу

лы – лы – лы – чистые полы

ал – ал – ал – телефон позвал

алка – алка – у него палка

лу – лу – лу – сижу я на полу

ул – ул – ул – не ломай стул

ыл – ыл – ыл – я полы помыл

Л’

ли – ли – ли – малину мы несли

ля – ля – ля – зелёные поля

лю – лю – лю – машину я люблю

ли – ли – ли – воду мы несли

ли – ли – ли –мы улицу мели

Гласные звуки

а – а – а – мы видели кота

я – я – я – вот ползёт змея

о – о – о – открыли окно

ё – ё – ё – купили мы ружьё

у – у- у – белка на суку

ю – ю – ю – песенку пою

Дифференциация твёрдых и мягких согласных:

та – та – та – нет у нас кота на – на – на – стою у окна

ня – ня – ня – веду коня ат – ат – ат – у меня халат

ать – ать – ать – я иду спать ить – ить – ить – надо будть

ба – ба – ба – вот стоит изба бя – бя – бя – билет у тебя

ну – ну – ну – подойди к окну ут – ут – ут – я уже тут

Уть – уть – уть – нам пора в путь

Г - к

ка – ка – ка – белая мука га – га – га – зелёные луга

ку – ку – ку – белка на суку гу – гу – гу – гуси на лугу

ки – ки – ки – идут быки ги – ги – ги – поскорей беги

ак – ак – ак – в саду растёт мак гу – гу – гу – копна на лугу

ки – ки – ки – вот идут быки ги – ги – ги – на лужайку беги

Т – д

та – та – та – горячая вода да – да – да – в бане вода

ту – ту – ту – улицу мету ду – ду – ду – я домой иду

те – те – те – сидим в темноте ты – ты – ты – зелёные кусты

ды – ды – ды – вышел из воды ти – ти – ти – на луну лети

ди – ди – ди – домой иди де – де – де – не сиди в воде

П – б

бы –бы – бы – зелёные бобы пи – пи – пи – яблоки купи

би – би – би – топором руби па – па – па – мелкая крупа

пу – пу – пу – купили крупу бу – бу – бу – белка на дубу

па – па – па – вот стоит изба бы - бы – бы – зелёные бобы

Пы – пы – пы – мы везли снопы


В этой статье:

Ответственные родители, которые интересуются методиками развития детей, знают, что скороговорки для развития речи - это простое и доступное средство устранить речевые дефекты и поработать над становлением правильной дикции с раннего возраста.

Начинать работать со скороговорками можно с детьми после года, когда они только будут учиться говорить. Если не упустить момент, то в будущем можно будет добиться развития речи у малыша без каких-либо дефектов. Для самых маленьких нужно подбирать простые и короткие скороговорки, стараясь не отпугнуть их чрезмерной сложностью заданий и настойчивостью.

О предыстории скороговорок

Скороговорки, как и их ближайшие «родственницы» поговорки и пословицы - это плод народного творчества, обрастающий словно снежный ком новыми творениями с каждым годом. Когда-то короткие стишки придумывались специально для того, чтобы научить детей правильному произношению. Многие из них дошли и до нашего времени, пусть и часто вызывая улыбку наивностью сюжета.

Главная особенность скороговорок - это наличие в них слов с трудносочетаемыми звуками, которые особенно сложно произносить в быстром темпе. Обычно это несколько строчек в стихотворной форме для удобного
запоминания. В Древней Руси их называли также языковёртками и частоговорками, в первую очередь из-за сложности произношения.

Как только ребёнку исполнится год и в его активном словаре появятся первые слова, можно начинать заниматься с ним скороговорками, причём делать это нужно исключительно в игровой форме, не настаивая на повторении.

По мере роста и развития малыша сложность скороговорок для работы над развитием речи должна увеличиваться. К старшему дошкольному возрасту это должны быть мини-стишки и фразы с целым набором труднопроизносимых сочетаний звуков.

Для чего работать со скороговорками

Рифмованные строчки с сочетанием сложных в произношении звуков для занятий по развитию речи используют не только родители, но и педагоги, лингвисты, логопеды и даже детские психологи. С их помощью специалисты уделяют внимание решению следующих задач:


Также занятия подобного рода проводят для решения такой проблемы, как «проглатывание» звуков детьми, речь у которых слишком быстрая и невнятная. Проговаривая с такими ребятами рифмованные строчки с трудным сочетанием звуков в словах, можно добиться корректировки речи, которая впоследствии станет более чёткой и понятной.

Дополнительно нужно отметить, что скороговорка позволяет тренировать у детей концентрацию внимания и способность улавливать основной смысл из услышанного, что в свою очередь станет хорошим подспорьем для дальнейшей учёбы в школе.

Работа со звуками

Диагностика в речи детей определённых дефектов может привести к тому,
что родители, не понимая алгоритма действий, будут работать над их устранением в хаотичном порядке.

Обеспокоенные мамы и папы часто стараются учить ребёнка проговаривать сразу все звуки, с которыми у него есть проблемы, акцентируя на этом внимание и раздражаясь в случае неудач. Результат - понижение самооценки у ребёнка, отсутствие мотивации работать над улучшением дикции и последующее ухудшение результатов.

Важно понимать, что скороговорки могут быть полезными для развития речи только при системном подходе. Это значит, что постановка отдельно взятых звуков должна происходить на базе других звуков. Так, например, «ж» ребёнок сможет научиться произносить после того, как усвоит звук «ш», а «з» - после освоения звука «с».

Работая над исправлением произношения, нужно стараться действовать последовательно, не перескакивая через важные этапы обучения.

Почему свистящие звуки учат после шипящих? На это есть несколько весомых причин:

Следующими на очереди будут стоять звуки «щ», «ч» и «ц». С ними ребёнок будет в состоянии справиться только после усвоения звуков «ш», «т», «с».

Самые сложные звуки «р» и «л» обычно оставляют на «десерт», изучая самыми последними. При этом сложнопроизносимый звук «р» можно учить, начиная со старшего дошкольного возраста, когда артикуляционный аппарат ребёнка будет к этому полностью готов.

Как подготовить язык ребёнка для скороговорок

Работать с рифмованными строчками для развития речи с неподготовленными детьми не имеет смысла. Чтобы у ребят получилось повторить, а впоследствии выучить и проговорить в быстром темпе без ошибок даже самую сложную скороговорку, необходимо их подготовить. Самый простой вариант - специальная гимнастика для языка.


Все эти упражнения настроят детей на работу над произношением сложных для них звуков с помощью скороговорок, подготовят их язык и губы.

Как учить

Можно быстрее научить детей правильно работать со скороговорками, следуя определённому алгоритму. Действовать лучше следующим образом.


Пусть дети поработают над скороговорками, постепенно понижая или повышая голос, произнося их нараспев или подобно роботу - отрывисто, весело или грустно, задорно или монотонно.

Как мотивировать

Чтобы скороговорки действительно положительно повлияли на развитие речи у детей, нужно отслеживать правильное произношение ими отдельных звуков. Если у ребёнка сложности с проговариванием длинного текста, можно на время заменить его более
коротким или разбить на части и предложить исполнить в виде песни. Обычно в виде песни скороговорки у детей вызывают меньше проблем.

Не забывайте о том, что основной вид деятельности у детей до определённого возраста - это игра. Именно поэтому заниматься с ними скороговорками нужно также исключительно в игровой форме, пытаясь увлечь и заинтересовать.

Это можно сделать, подготовив для инсценировки скороговорок игрушки или картинки, с помощью которых можно добиться от детей более быстрого усваивания и запоминания материала.

По мере роста малыша скороговорки можно будет усложнять, предлагая ему запоминать небольшие истории. Если выделить время для специальных занятий по развитию речи не получается из-за занятости родителей или посещения ребёнком детского сада, можно работать над изучением скороговорок во время прогулок, походов в гости или в магазин. Дети быстро привыкают к таким занятиям на ходу и чаще всего с удовольствием их поддерживают, принимая активное участие в процессе.


Соревнуясь с детьми, не стоит слишком поддаваться азарту, стараясь ущемить их стремление стать первыми. Логичным будет немного поддаться и намеренно выйти из соревнования проигравшим. Особенно это касается работы с маленькими детьми, которые любят быть первыми и сохраняют мотивацию, пока имеют возможность видеть положительные результаты своего труда.

Скороговорки для корректировки речи подростков

Работать над развитием речи нужно не только с дошкольниками и младшими школьниками. В корректировке произношения могут нуждаться также дети подросткового возраста, время которых было несколько упущено. Для них нужно будет подбирать сложные скороговорки, не беспокоясь о том, что они с ними не справятся.

В подростковом возрасте у ребят не возникнет проблем с разучиванием даже длинных и сложнопроизносимых
скороговорок. Более того, повзрослевшим ребятам будет интересно проверить свои силы в разучивании таких стишков.

Самой сложной скороговоркой считается «Лигурия». Чтобы научиться её проговаривать, потребуется определенная тренировка. Главная особенность данной скороговорки - в её состав входит 440 слов.

Тренируясь для произношения этой скороговорки, нужно отрабатывать отдельные фразы поочередно, делая акцент на дикцию и произношение. Терпение и труд помогут справиться с «Лигурией» каждому подростку, который потом смело сможет заявить, что овладел верхом мастерства в области скороговорок.

Заключение

Скороговорки - это проверенный способ повлиять на развитие речи у детей в любом возрасте. Регулярная работа с рифмованными строчками, построенными на словах с труднопроизносимыми звуками, способствует развитию терпения, концентрации, памяти и внимания.

Скороговорки - отличный способ научить детей иронизировать по поводу своих ошибок, ведь в процессе работы над стишками они выглядят более чем забавно. Главное - заинтересовать ребят занятиями, преподнося их в младшем возрасте в игровой форме, а в старшем - в виде уроков по самосовершенствованию с чётко обозначенной целью впереди.