Основные инстинкты человека по фрейду. Что такое личность (по Фрейду)

Что представляет собой личность человека? Ответы на этот вопрос не одно десятилетние искали многие ведущие психологи мира. В течение долгого времени все предположения и гипотезы о механизмах и природе развития личности сформировались в несколько основных теорий. Самые популярные среди них: аналитическая теория К. Г. Юнга, гуманистическая теория, авторами которой являются К. Роджерс и А. Маслоу, когнитивная теория личности Дж. Келли, деятельностная теория С. Л. Рубенштейна и ряда прочих исследователей, поведенческая и диспозитивная теории, и наконец, психодинамическая теория, известная как классический психоанализ, автором которого является австрийский психолог Зигмунд Фрейд. О последнем пункте в этом списке и наиболее ярком среди прочих примере исследования структуры личности мы и поговорим более подробно.

Зигмунд Фрейд – структура личности

До появления фрейдовской теории, изучение структуры личности сводилось к самому феномену сознания человека. Скрытые мотивы поведения и его особенности не рассматривались в глубинном разрезе. Фрейд же считал что психика это не только «сознательное». Она многомерна и состоит из нескольких уровней и компонентов, которые отражают не только осознанные, но и подсознательные процессы. Таким образом, психическая структура личности по Фрейду представляет собой три взаимосвязанных элемента – бессознательное, предсознание и сознание. Понятие предсознательных процессов сводится к тому, что они не всегда находятся в сознании, но иногда могут быть им вызваны.

В тот период, когда Фрейд активно развивал свою гипотезу, достаточно распространенным было применение в психологической практике метода гипноза. Однако, по мнению отца психоанализа введение человека в состояние гипноза делает невозможной попытку вывести бессознательный опыт в осознанное состояние. Именно поэтому психолог создал свои методы работы с пациентами. Ими стали знаменитая и сегодня интерпретация сновидений и метод свободных ассоциаций.

Таким образом, структура личности и ее психики по Фрейду имеет три составляющих: Оно, Эго и СуперЭго.

  1. «Оно». Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека.
  2. «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабаывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде.
  3. «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей.

Отдельное место в психологической структуре личности по Фрейду занимают стадии развития, которые прежде чем повзрослеть проходит ребенок.

  • оральная – характеризуется с получением удовольствия через ротовую полость. Любое ощущение дефицита этих удовольствий в детстве может во взрослой жизни привести к проявлению алкоголизма, курения или обжорства;
  • анальная – связана с контролем над испражнениями. Возможно возникновение специальной задержки вывода кала из организма ради получения удовольствия от последующего облегчения. В старшем возрасте это может иметь последствия в виде жадности или частых запоров;
  • генитальная – стадия, которая проявляется в личной половой идентификации. Особенностью здесь является то, что ребенок, осознавая свой пол, рассматривает родителя как потенциального полового партнера. С этим явлением связаны такие введенные Фрейдом понятия как комплекс Эдипа и комплекс Электры. То есть мальчики рассматривают мать как полового партнера и ревнуют к ней отца как соперника, а у девочек то же самое проявляется по отношению к отцам с ревностью к матери.

Согласно психоанализу Фрейда структура гармоничной личности подразумевает равное сочетание «Оно» и «СуперЭго». Любой перевес в одну из этих субстанций может привести к отклонениям в психических процессах и даже возникновению патологий.

Также не стоит забывать и о защитных механизмах, которые вырабатываются благодаря взаимодействию всех трех составляющих личности. Они позволяют человеку адаптироваться в окружающем мире и адекватно с ним взаимодействовать. Основные защитные механизмы человека следующие:

Структура личности по Фрейду имеет множество граней. Недаром психоанализ до сих пор является одним из ведущих направлений в психологии. Хотя многие десятилетия труды Фрейда не издавались и всячески подвергались критике, они дошли до наших дней, и служат прекрасным примером того, как развить в себе гармоничную личность, работая не только над своим сознанием, но и над неизведанными уголками подсознания.

Отец системы под названием «Вы хотите поговорить об этом? Ложитесь на кушетку», человек, который обеспечил работу сексологам, считал ко всем проблемам, был признан всем миром и чудом избежал гибели от рук нацистов, - Соломон Сигизмунд (Зигмунд) Фрейд.

С чего все начиналось

Зигмунд Фрейд (6 мая 1856 года - 23 сентября 1939 года) - основоположник Получив в конце XIX века высшее медицинское образование в Австрии, он писал труды на тему системных нарушений речи и болезней нервной системы. Однако обрести успех на данном поприще у него не вышло, так как мешал антисемитизм, который набирал в обществе размах в то время. Из-за этого он обратил свое внимание на психиатрию, которая была менее развита и не особо интересна. Этот шаг стал переломным в данной отрасли медицины, так как Фрейд впервые рассмотрел обращение к бессознательному человека, именно его считая источником всех психических и психосоматических болезней. Психология по Фрейду неоднозначна, она вызывает немало споров и по сей день. Чего стоит хотя бы официальная привязанность Зигмунда к кокаину! Он пользовался им сам и настоятельно делился с окружением, восторженно комментируя действие наркотика, который изгонял депрессию и способствовал пищеварению. В ходе экспериментов было выяснено, что «целительный порошок» можно применять как анестезию при операциях на глазах. Кокаин в научных трудах был возведен Фрейдом в ранг панацеи, что, в свою очередь, спровоцировало волну наркомании, которая не утихала до 1920-х годов. Из-за этого психиатр подвергся всеобщему порицанию, так как стал своеобразным инициатором наркомании у жителей Европы и Соединенных Штатов. Помимо этого, из-за прогрессирующего нацизма и антисемитизма жизнь психиатра и его семьи находилась под постоянной угрозой, и только лишь благодаря его популярности правительство позволило ему покинуть Австрию и обосноваться в Лондоне. приняла Фрейда с радостью, включив в Королевское общество и обеспечив почет до конца его дней.

Личность по Фрейду: основы, структура

Как уже было сказано выше, Фрейд явился новатором в сфере психиатрии, так как взывал к бессознательному человека, минуя его осознанные проявления. Труды его обширны и специфичны, но можно вычленить основные положения, на которые они опираются.

Рисунок схематично изображает личность по Фрейду, рассмотрим все элементы детально:

  • Id - «Оно». Животная составляющая человека, основанная исключительно на низменных желаниях и потребностях. «Оно» преследует одну цель - получение удовольствия.
  • Ego - «Я». Это сам человек как он есть с социальной точки зрения. «Я» отображает осознание происходящего, что значит по Фрейду максимально полное взаимодействие с окружающим миром, способность связывать прошлое, настоящее и будущее, делать выводы. Обладает ограждающим от «Оно».
  • Superego - «Сверх-Я». Это то, кем человек стремится стать под давлением социума. «Сверх-Я» диктует человеку, как именно он должен поступать, основываясь на привитой морали и совести.

Теория замещения

В идеальном варианте все эти составляющие личности мирно сосуществуют - «Оно» жаждет удовольствий и по мере возможности получает их, «Сверх-Я» стремится к навязанному извне идеалу, а «Я» уравновешивает две эти крайности. На практике идеал по Фрейду недостижим, ибо везде так или иначе идет перевес. Например, у психопатов «Я» подавляется «Оно», жажда удовольствия вырывается на волю, подминая все устои. У неврастеников - наоборот, роль первой скрипки играет «Сверх-Я», растет вечное недовольство собой и неприятие своего несовершенства.

Что значит по Фрейду лечение психических расстройств? Основной принцип - замещение «Оно» или «Сверх-Я» на «Я» методом трактовки сновидений и свободных ассоциаций.

Личностное развитие

Психолог не только первым признал человеческую сексуальность, но и делал на ней акцент, утверждая, либидо (жажда чувственных удовольствий). Развитие по Фрейду завязано на сексуальности, причем она появлялась вместе с человеком, а не проявлялась лишь при половом созревании. На основании этого были выделены следующие стадии формирование личности:

  • Оральная (рождение-1,5 года). Все удовольствия мира сосредоточены во рту. Младенец не только наслаждается в процессе кормления, но и исследует окружающие предметы при помощи рта.
  • Анальная (1-3 года). Область ануса является средоточием удовольствия, так как ребенок обучен справлять нужду самостоятельно, способен управлять кишечником и не столь полно зависит от опеки родителей.
  • Фаллическая (3-5 лет). Либидо проявляется в интересе к половым органам, контактом с которыми ребенок наслаждается. На этом этапе у мальчиков может сформироваться что значит по Фрейду влечение к матери, у девочек же аналог - комплекс Электры, или «зависть к пенису».
  • Латентная (6-12 лет). Либидо утихает, социальное осознание себя выходит на первый план.
  • Генитальная (от 12 лет). сексуальность занимает первое место.

А есть ли вывод?

Объяснение того, что значит по Фрейду человек, спорно. Рассматривать личность только с точки зрения его сексуальности не стоит, ибо это однобоко. Однако и сам психолог признавал то, что суждения его не являются полными и должны быть оспорены в том случае, если появятся новые данные. И не стоит забывать о том факте, что труды психолога служат основой для современной сексологии, в них можно найти описание и метод лечения любой девиации.

Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.

Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознанных представлений, находит свое отражение и в философии Канта (1724-1804). Фрейд неоднократно ссылается на Канта в своих работах. Текстологический анализ показывает, что основатель психоанализа был знаком не только с кантовской “Антропологией с прагматической точки зрения”, но и с другими произведениями немецкого философа. Во многих случаях Фрейд не только разделяет философские идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, когда речь заходит об обосновании своих психоаналитических концепций. Особенно это касается проблемы бессознательного.

Для Фрейда бессознательное – это прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа.

Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для философской системы. Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания.

Бессознательное образует низший уровень психики. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “сознательное”), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.

Фрейд, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии. Он оказался перед необходимостью исследования природы психического, внутреннего мира "Я" и тех структур, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке. Он пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными.

В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным Фрейд называет “то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина “сознательный”. Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

1. Инстинкты жизни (Эрос), ориентированные на самосохранение и поддержание жизненно важных процессов (голод, жажда, сексуальные потребности). Фрейд придавал особое значение половым инстинктам и сводил понятие жизненной энергии (либидо) к энергии сексуальных влечений.

2. Инстинкты смерти (Танатос) - разрушительные силы, направленные либо вовнутрь, на себя (суицидальные тенденции), либо вовне, на окружающих (агрессивные тенденции).

Рассматривая проблему организации психики, Фрейд разработал две модели личности:1) более раннюю топографическую, выделяющую уровни сознания; 2) структурную.

В топографической (иерархической) модели выделяют три психических уровня:

1) сознание - то, что осознается человеком в данный момент времени;

2) предсознательное - то, что не осознается в настоящий момент, но достаточно легко может быть осознано;

3) бессознательное - то, что практически не может быть осознано самостоятельно. Оно включает в себя инстинктивные импульсы, переживания, воспоминания, вытесненные в бессознательное как угрожающие сознанию.

Позднее Фрейдом были выделены три системы, инстанции в структуре личности.

1. Ид (Id, «Оно») - резервуар психической энергии, которая черпается из физиологических процессов. Ид существует уже при рождении и включает базальные инстинкты; действует в бессознательном; не выносит избытка энергии, стремится к гомеостазу, требует немедленной разрядки напряжения, не соотносится с действительностью, хочет приспособить мир к себе. Действует по принципу наслаждения.

2. При жизни человека в результате взаимодействия с миром появляется Эго (Ego, Я, разум), которое направляет и контролирует инстинкты. Оно подчиняется принципу реальности, разделяет воображаемое и действительное, выполняет организаторские функции (принятие решения, контроль). Эго действует на всех трех уровнях личности, являясь посредником между Ид и внешним миром (цензура над «Оно»), стремится обеспечить удовлетворение инстинктивных потребностей путем познания и анализа внутреннего и внешнего мира и выбора наиболее разумных и безопасных способов удовлетворения потребностей Ид. Оно позволяет достигнуть разрядки напряжения с учетом требований внешнего мира, например отсрочить удовлетворение потребности. Можно сказать, что Эго становится ареной борьбы между Ид и Супер-эго, т.е. между первичными потребностями и моральными нормами, правилами и запретами. Если давление на Эго становится чрезвычайно сильным, возникает тревога, которая, с точки зрения Фрейда, является функцией Эго и предупреждает о надвигающейся опасности, помогая личности реагировать адаптивным, наиболее безопасным способом.

3. Суперэго (Superego, «Сверх-Я») - внутреннее средоточие общественных ценностей, моральный аспект личности, совесть и идеальное Я. Оно также функционирует на всех трех уровнях личности. Его функция - различение нравственных категорий. Супер-эго формируется в процессе социализации, воспитания за счет интернализации (усвоения) социальных норм, ценностей, стереотипов поведения. Это происходит следующим образом: мир - социален, ценности социума внедряются в сознание ребенка путем поощрения и наказания. Суперэго ставит задачу усовершенствовать окружающий мир, действует согласно морально-этическому принципу, осуществляя самоконтроль поведения, препятствует реализации желаний и стремится подавить инстинкты.

А.Адлер, основоположник индивидуальной психологии, кри­тиковал понятие Ид и упрекал Фрейда в пансексуализме. Он счи­тал, что в основе развития личности лежат не сексуальные и аг­рессивные импульсы, а чувство неполноценности, которое явля­ется первичным. Любой новорожденный несовершенен по срав­нению с более взрослым человеком. Это побуждает к развитию, стремлению к превосходству. Способы, которыми оно достигает­ся, определяют жизненный стиль. Адлер подчеркивал роль воспи­тания, выделяя эмоциональное отвержение и попустительство в качестве причин развития неврозов. Становление личности, по Адлеру, - это «великое стремление вверх», которое включает ком­пенсацию и гиперкомпенсацию (сверхкомпенсацию).

Второе врожденное чувство, согласно Адлеру, - социальное. В человеке от рождения заложена потребность в идентификации с группой, в межличностном общении. Чувство неполноценности успешно компенсируется, если стремление к превосходству со­впадает с социальными потребностями (например, политические достижения Рузвельта, Наполеона - людей с физическими недо­статками). Невротическая компенсация включает, в частности, жажду доминирования (власть как самоцель); уход в болезнь мо­жет быть оправданием неудачи в стремлении к превосходству.

По сравнению с концепцией Фрейда в теории Адлера присут­ствует представление о врожденности и подчеркивается роль не биологических, а социальных инстинктов и сделан акцент на бу­дущее.

К. Юнг, создатель аналитической психологии, критиковал фрейдовское понятие либидо, утверждая, что оно включает не только сексуальную, но и творческую энергию, а также энергию жизни в целом. Структура личности, согласно Юнгу, включает три уровня:

1) сознание (мысли, чувства) - Я-сознательное;

2) личное бессознательное (его элемент - комплекс, констелляция эмоционально заряженных мыслей, чувств и ощущений, связанных с личным опытом человека);

3) коллективное бессознательное (его элемент - архетип, генетически обусловленный опытом всего человечества, всех предыдущих поколений).

Архетипы - это первообразы, априорные формы организации нашего опыта, наследие разума древних предков. Они проявляются, в сновидениях, творчестве и психических расстройствах; определя­ют характер символики мифов, сказок и развитие научной, худо­жественной, нравственной жизни человечества. Архетип латентен, наследуется не само воспоминание, а возможность восстановле­ния опыта, какой-либо идеи, например идеи матери, с которой рождается любой. На ее основе формируется собственный конк­ретный образ матери. Юнг выделил много архетипов: смерти, рож­дения, героя. Архетипы являются детерминантами психической жизни человека, они направляют его поведение и дают возмож­ность реализовывать определенные поведенческие стереотипы в ситуациях, в отношении которых у человека нет личного опыта.

Наиболее важными являются следующие архетипы:

персона - маска, которую человек носит, чтобы удовлетворять социальным нормам;

анима - символ женщины у мужчины; анимус - архетип муж­чины у женщины. Благодаря этим архетипам возможно понима­ние психологии противоположного пола;

тени - инстинкты (агрессивные, сексуальные), представляющие собой наследие животного мира. По мнению Юнга, психоз - обращение к тени.

Юнг выделял несколько уровней коллективного бес­сознательного:

Национальный;

Расовый;

Общечеловеческий;

Животных предков.

Целостный подход к личности является одним из фундамен­тальных положений гуманистической психологии. В рамках этого направления в качестве детерминанты поведения и развития че­ловеческой личности рассматривают потребность в самоактуали­зации, стремление к развитию и осуществлению своих потенци­альных возможностей, к достижению определенных жизненных целей. Она способствует тому, чтобы человек стал тем, кем он может быть на самом деле. Невозможность самореализации высту­пает как причина неврозов, как следствие экзистенциальной фру­страции, возникающей в результате переживания человеком чув­ства бессмысленности тягостного существования. Самоактуализа­ция является одним из важнейших понятий в психологии.

Ее концепцию в рамках гуманистической психологии разработал А. Маслоу.

Другой представитель этого направления, К. Роджерс, пони­мал самоактуализацию как процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей лично­стью. Полное раскрытие личности и психическое здоровье, по мнению Роджерса, характеризуется следующими признаками:

Открытостью по отношению к опыту;

Стремлением в любой отдельно взятый момент жить полной жизнью;

Способностью прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих; ;

Чувством свободы;

Высоким уровнем творческой активности.

Жизненный опыт рассматривается им с точки зрения его пользы для самоактуализации. Если этот опыт способствует развитию лич­ности, то человек оценивает его как положительный; если же нет, то такой опыт воспринимается как негативный, которого следует избегать. К. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта - личного опыта переживаний человека.

Важным условием для успешной самоактуализации высту­пает наличие адекватного и целостного образа Я, отражающего истинные переживания и потребности, свойства и стремления человека. Такая ^-концепция формируется в процессе принятия и осознания всего многообразия своего личного опыта, чему спо­собствуют определенные условия воспитания и социализации индивида. Ведущую роль в формировании ^-концепции наряду с дру­гими социальными влияниями играет семья.

Я - концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, «теория самого себя». Она представляет собой достаточно устойчивое личностное образование.

Выделяют две формы Я - концепции: реальную (представление о том, какой я есть) и идеальную (каким хотел бы быть). Реальная концепция не всегда реалистична. Как правило, реальная и иде­альная Я - концепции имеют между собой мало общего. Их несов­падение может стать как источником внутриличностного конф­ликта, так и стимулом к самосовершенствованию. Это определяется мерой различия этих форм концепции и его интерпрета­цией личностью.

Положительная Я - концепция предполагает наличие та­ких характеристик личности, как низкая тревожность, получение удовольствия от жизни, независимость от мнения окружающих. Отрицательная Я - концепция связана с затруднением реали­зации своих социальных возможностей.

Если в Я - концепции представлены переживания, достаточно точно отражающие «переживания организма» как сосредоточение всего опыта переживаний, если человек допускает в сознание раз­личные виды своего опыта, если осознает себя тем, кем он есть в опыте, если он открыт опыту, то его образ Сбудет адекватным, целостным, а поведение - конструктивным. Сам человек в этом случае будет зрелым, адаптированным, способным к «полному функционированию».

Соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний называется конгруэнтностью.

Неконгруэнтность между образом Я и организмом, несоответ­ствие или противоречие между опытом и представлением о себе, вызывает ощущение угрозы, тревогу, начинают действовать меха­низмы защиты, и опыт искажается, что блокирует развитие лич­ности, ограничивает возможности самореализации.

Кроме того, конгруэнтность или неконгруэнтность - это сте­пень соответствия между Я - реальным и Я - идеальным.

В отличие от самооценки Я - концепция носит не оценочный, а только описательный характер.

Самооценка - это одно из основных свойств личности, оцен­ка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, самокритичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности и определяет перспективы развития личности. Она тесно связана с уровнем притязаний, который определяется степенью сложности задач, на решение которых претендует человек. Уровень задач может быть адекват­ным, т.е. соответствующим возможностям и способностям лич­ности, или завышенным, что может служить, например, при­чиной трудностей обучения. Заниженный уровень притязаний обусловливает сниженную самооценку, поскольку в этом случае человек отказывается от решения сложных задач и не достигает значительных успехов.

К.Хорни, представительница современного психоаналитиче­ского направления, описывала чувство неуютности и беспокой­ства у младенца после рождения, развивающееся вследствие враждебности окружающего мира. Это чувство фиксируется, и дви­жущей силой личности становится стремление к гомеостазу как желание избавиться от дискомфорта, что соответствует концепции Фрейда. Это ощущение неуютности - чувство «базальной тревоги».

Хорни выделила следующие основные потребности лич­ности:

1) потребность в безопасности, в избавлении от базальной тревоги;

2) стремление удовлетворять другие потребности. Согласно Хорни, эти потребности всегда находятся в антагонизме. При каждом удовлетворении желания индивид рискует вступить в противоречие со средой.

Если родительское воспитание не сводит на нет базальную тре­вогу г то она нарастает и становится стойкой чертой характера. Хорни рассматривает невроз как психическое расстройство, вызван­ное страхами и защитой от них. Она выделяет несколько стра­тегий поведения, не только свойственных больным невроза­ми, но и необходимых Любой личности в качестве средства защиты от заложенной в природе каждого человека «базальной тревоги».

1. Поведение привязанности. Человек стремится быть принятым и любимым всеми, вызывать симпатию. Идеология такого поведения: «Если ты меня любишь, то не причинишь мне зла». Любовь в данном случае вторична и иллюзорна, первично стремление защитить себя. В основе этой стратегии лежит вытесненная враждебность.

2. Поведение подчинения. «Если я всем уступаю, то никто не причинит мне зла». Человек подчиняется окружающим, исполняет любые требования, старается всем угодить, не отстаивает свою точку зрения.

3. Поведение власти. «Если у меня есть сила, то никто не может причинить мне вреда». В этом случае доминирует стремление к престижу, авторитету. Человеку свойственна склонность рекомендовать, направлять, советовать, управлять, приказывать. В основе
такого поведения лежат подавленная доброта и привязанность.

4. Поведение ухода. «Если я ни в чем не участвую, то никто не причинит мне вреда». Это позиция стороннего наблюдателя, эмоционально нейтрального и изолированного.

Позднее Хорни так определила ведущие поведенческие стратегии:

Стремление к людям;

Желание уйти от людей;

Борьба против людей.

Теория личности Г. Салливена рассматривает личность как мо­дель межперсональных отношений. Еще в младенчестве запоми­наются первые ощущения, например как мать берет на руки. Мо­гут запоминаться вымышленные контакты, например с литера­турными героями. Все эти отношения составляют конструкт лич­ности. Они подразделяются на:

вертикальные - с представителями власти;

горизонтальные - например, с представителями противопо­ложного пола, лицами одного социального уровня и т.д.

Мнение человека о себе зависит от того, что о нем думали другие в различных межличностных ситуациях. Тревога, беспо­койство связаны с ожиданием человека - будет ли он принят? Меры предосторожности, предпринимаемые человеком, - конт­роль за своим поведением, которому он обучается.

Теория Дж. Мида рассматривает человека как носителя опре­деленной роли, в том числе социальной (лидер, отверженный). Социальная роль - это нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данную позицию. Репертуар ролей ограничен. Человек в зависимости от обстановки играет раз­ные роли (на работе, в семье). Если роль не соответствует лично­сти, то возникает болезнь. Концепция Мида удобна для практи­ки, поскольку роль легко может быть изменена (игровая терапия как лечение неврозов).

Наиболее известной отечественной теорией личности является теория концепции В. Н. Мясищева, в которой личность рассмат­ривается как совокупность всех отношений человека. Отношения формируют сознательную избирательность (приоритетность) в контактах с окружающими, определяют степень интереса, силу эмоций и желаний и выступают в качестве движущей силы лич­ности.

Личностные качества возникают и становятся устойчивыми только в условиях сознательной деятельности человека, которая способствует субъективно-личностному отношению к социуму. Процесс формирования отношений может проходить осознанно или бессознательно. В каждом отношении присутствуют когнитив­ный и эмоциональный компоненты.

К живой и неживой природе;

К другим людям;

К самому себе, которое формируется позже первых двух, но
является стержневым, организующим.

В соответствии с психологией деятельности А. Н.Леонтьева яд­ром личности является система относительно устойчивых иерархиризованных мотивов как основных побудителей деятельности с формированием смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. Личностный рост осуществляется в процессе общения, которое во многом определяет становление характеристик человека, его эмоционально-волевой и мыслительной сферы.

Теория установки Д. Н.Узнадзе раскрывает источники и меха­низмы активности личности, используя понятие «установка субъек­та» - внутреннего состояния готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать объекты и явления окружаю­щей действительности и воздействовать на них. Механизм уста­новки рассматривается на уровне неосознаваемой деятельности, с помощью которой осуществляется удовлетворение той или иной потребности.

Структура личности в понимании К. К. Платонова представля­ет собой соотношение биологических и социальных свойств на уровне четырех подструктур, комплексное психологическое обра­зование (табл. 5).

Таблица 5

Структура личности (по К. К. Платонову)

Подструктура Качества Уровни биологических и социальных свойств
Направлен­ности Отношения и моральные черты личности: убеждения, мировоз­зрение, личностные смыслы, интересы Социальный
Опыта Умения, знания, навыки, при­вычки, приобретенные в процес­се личного опыта, путем обучения Социально-биологи­ческий
Форм отра­жения Индивидуальные особенности отдельных психических процес­сов, которые формируются в про­цессе социальной жизни: осо­бенности познавательных процес­сов (внимания, памяти, мышле­ния, ощущения, восприятия и эмоции) Биосоциальный
Конституцио­нальных свойств Типологические свойства лич­ности (скорость протекания нерв­ных процессов, баланс процес­сов возбуждения и торможения), половые и возрастные свойства Биологический

Способности

Способности, как и характер, определяются сочетанием раз­личных свойств личности. Различие между ними заключается в том, что характер проявляется во всех сферах жизнедеятельности, а способности - в какой-либо конкретной области, например в творческом труде.

Материальная основа способностей - это задатки, т.е. врож­денные морфологические и функциональные особенности голов­ного мозга, которые опосредуются влиянием общества, воспита­нием.

Классификация способностей.

1. Элементарные общие способности - присущие всем людям основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, чувствовать, мыслить, запоминать и принимать решения. Они лежат в основе следующих трех групп.

2. Элементарные частные способности - присущи не всем людям и не в равной степени: например, музыкальный слух, эмпатия. Эти свойства проявляются в определенной области деятельности и предрасполагают к ней.

3. Сложные общие способности - относятся к общечеловеческим видам деятельности: труду, общению, игре, обучению (например, творческие способности).

4. Сложные частные способности - специальные профессиональные данные, например актерское перевоплощение.

Одаренностью называется совокупность ряда способностей, обусловливающих успешную деятельность человека в определен­ной области и выделяющих его среди других людей, занимаю­щихся той же деятельностью.

Талант - это способность к определенной деятельности, про­являющейся как творчество, т. е. высокий уровень развития спо­собностей.

Под гениальностью подразумевают высшую степень одаренно­сти, создающую эпоху в определенной области деятельности. Ре­зультаты деятельности гения обладают высоким качеством, име­ют важное общественное значение.

В ходе обучения формируются автоматизмы (автоматизированные, механизированные действия) - навыки целенаправленной; сознательной деятельности. Они классифицируются:

по профессиональным принципам: например, студенческие, спортивные, профессиональные;

по степени усвоения: сформировавшиеся или нет, простые или сложные, разрозненные или комплексные, продолжительные или непродолжительные;

Положительные воздействия ранее приобретенных навыков называются переносом. В этом случае происходит выработка новых поведенческих стереотипов, являющихся физиологической основой привычек. Так, если человек уже изучал один иностранный язык, то ему в дальнейшем будет легче осваивать другой.

В случае отрицательного воздействия навыков наступает репро­дуктивное торможение. Угасание, неподкрепление условного реф­лекса приводит к деавтоматизации навыка, которая наблюдается у неупражняющегося профессионала. Быстрота утраты навыка зави­сит от его степени сложности, от особенностей и состояния нерв­ной системы, а также от работоспособности, сознательности.

Привычки представляют собой динамические стереотипы, за­крепляемые при помощи упражнений.

Знания - это система понятий, усвоенных человеком. Физио­логическим механизмом знаний являются условные рефлексы, т. е. временное связи, в образовании которых ведущее значение имеет аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. При­обретение знаний осуществляется за счет активности мышления и памяти, зависит от интереса к получаемой информации. Знания оценивают по широте, глубине, последовательности приобрете­ния и прочности усвоения. Свобода от шаблона способствует гиб­кости использования их в дальнейшем.

ВОЛЯ

Волей называется целенаправленная и осознанная деятельность человека. Волевые усилия лежат в сфере социальных интересов. Это высшая форма человеческой активности. Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретен­ного, как фенотипическая характеристика возможностей челове­ка, в которой сочетаются две группы компонентов: 1) моральные, которые формируются в процессе воспитания; 2) генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной си­стемы. Например, неспособность долго терпеть усталость или бы­стро принимать решение зависит от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности). Большое значение для воспитания воли имеет предъявление к человеку требований, соответствующих его возможностям, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявле­ние силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие стойких убеждений и целостного мировоззрения являет­ся основой волевой организации личности.

Волевая деятельность в значительной мере связана с эмоция­ми, причем эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. Например, иногда воля сводит на нет сильную эмоциональную реакцию, в других же случаях аффект подавляет волю.

Таким образом, волевые качества включают в себя три ком­понента: собственно психологический (моральный), физиологи­ческий (волевое усилие) и нейродинамический (типологические осо­бенности нервной системы).

Выделяют следующие этапы волевого акта:

1) возникновение побуждения;

2) формирование мотивации;

3) выбор действия;

4) принятие решения;

Свой психоаналитический метод Фрейд разработал, занимаясь лечением истеричных больных. Правда, в своих лекциях «О психоанализе» основателем психоанализа Фрейд называет другого венского врача Йозефа Брейера, с которым он сотрудничал после окончания учебы. Фрейд вспоминает историю болезни пациентки доктора Брейера и созданный им метод лечения. Пациентка страдала тяжелой формой истерии. Понять причину болезни, чем были вызваны эти душевные потрясения, было непросто. Й. Брейер применил гипноз, заставив девушку вспомнить обстоятельства, предшествовавшие болезни. Оказалось, что большинство симптомов являются последствиями «психических травм», связанных с дежурством пациентки у постели тяжело больного, горячо любимого отца и пережитыми там аффективными переживаниями. И стоило Брейду заставить больную вспомнить и пережить эти аффективные состояния, как симптомы болезни исчезли. Этот метод лечения Брейер назвал «катарсисом» (от греч. – очищение).

Эксперименты натолкнули Фрейда на мысль о том, что сфера психического не может быть сведена к сознательному. Довольно часто подлинные мотивы поведения находятся за пределами нашего сознания, не осознаются, заменяются другими мотивами. А из случая с пациенткой Брейера следует, что подлинные причины психического расстройства также находятся за пределами сознания. Дальнейшее применение катарсического метода Фрейдом, причем не в гипнотическом, а в нормальном состоянии больного, убеждают его в правильности гипотезы и приводят к выводу о сложной и разнородной структуре психики человека.

В структуре психики З. Фрейд выделяет два слоя или два элемента – сознание и бессознательное. Сознание Фрейд связывает с отчетливыми и надежными восприятиями, нашедшими словесное выражение. В бессознательном Фрейд выделяет две группы явлений. Во-первых, представления, которые ранее были сознательными, но потом «ушли» из области сознания, но в любой момент снова могут стать сознательными. Этот вид бессознательного Фрейд называет скрытым бессознательным или предсознательным. Во-вторых, к бессознательному относятся те «весьма напряженные душевные процессы или представления», которые не становятся сознательными потому, что этому противодействует какая-то сила, сопротивление, вытесняющее эти представления из области сознания и не пускающее их туда. Этот вид бессознательного Фрейд называет вытесненным бессознательным. И если скрытое бессознательное является таковым только в описательном смысле, то есть эти представления не присутствуют в сознании в данный момент, но в любой момент без труда могут быть возвращены в наше сознание, то вытесненное бессознательное – это те представления, которые находятся за пределами сознания, потому что их не пускают в сознание, на их пути в сознание стоят запертые ворота, стена, но они, тем не менее, находясь за пределами сознания, оказывают большое влияние на наше поведение, душевное состояние, выступают причиной многих психических расстройств. Это бессознательное Фрейд называет динамическим вытесненным бессознательным, бессознательным в подлинном смысле слова, в каком употребляется этот термин в психоанализе.

Находясь за пределами сознания, вытесненное бессознательное может быть представлено в нем, иначе мы о нем не могли бы ничего сказать. Оно проявляется в описках, оговорках, сновидениях, может быть обнаружено с помощью метода свободных ассоциаций. Но смысл этого представительства в сознании в большинстве случаев искажен, и степень искажения находится в прямой зависимости от силы сопротивления, которую встречает бессознательное на пути в сознание. Бессознательное Фрейд обозначает словом ОНО.

Сферу сознания Фрейд обозначает, как Я. «Мы создали себе представление о связной организации душевных процессов в одной личности и обозначаем его как Я этой личности, - пишет Фрейд. – Это Я связано с сознанием, что оно господствует над побуждениями к движению, т. е. к вынесению возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений . Я представляет собой поверхностный слой ОНО, отвечает за побуждения к движению, за связь с внешним миром, осуществляет контроль над требованиями ОНО. Именно Я обеспечивает вытеснение в область ОНО некоторых наших желаний и побуждений, выстраивает на их пути в сознание барьеры и баррикады. Если Оно в своей деятельности руководствуется принципом удовольствия, то Я – принципом реальности, его задача – соотносить наши желания и побуждения с реальной обстановкой, требованиями окружающей среды. В Я тоже далеко не всё принадлежит к области сознания Я, по замечанию Фрейда, тоже может быть бессознательным, но когда мы рассматриваем его в структуре психики в соотношении с её другими элементами, в соотношении с ОНО, то мы характеризуем его как сознательное в противоположность бессознательному.

Взаимоотношения между Я и ОНО Фрейд образно сравнивает с взаимоотношениями всадника и лошади. Всадник управляет лошадью, но силы всадника и лошади несоизмеримы и потому нередко ему приходится подчиняться её побуждениям.

Силы Я и ОНО несоизмеримы. Оно – это кипящий котёл страстей, где действуют силы, имеющие целью удовольствие и агрессию, занимает в структуре психики большее место и играет более значительную роль, чем Я. Я – тонкая оболочка ОНО, по мысли Фрейда, ответственно за нашу связь с реальными условиями внешнего мира, прежде всего стремящаяся сдержать стремление к немедленному получению удовольствия и обуздать силы агрессии. ОНО играет более важную роль в определении нашего поведения, чем Я, способно обойти цензуру Я, так маскировать свои подлинные цели, что Я, поддавшись на эти уловки, неадекватно осознает подлинные мотивы поведения или же нередко волю ОНО выдает за свою собственную волю. Но нельзя и недооценивать значение Я, ведь это – разум и рассудительность человека, позволяющие ему занимать особое место в структуре живой материи.

Наряду с ОНО и Я в структуре психики Фрейд выделяет «некоторую инстанцию», которую он называет идеалом Я, или сверх-Я, и которая является дифференцированной структурной единицей внутри Я. Сверх-Я является высшей инстанцией в структуре душевной жизни, нравственным высшим цензором, человеческой совестью, его религией. Процесс формирования сверх-Я Фрейд связывал с преодолением сексуальной фазы жизни ребенка, Эдипова комплекса. Именно на этой фазе в сложных взаимоотношениях с родителями, посредством отождествления себя с ними, инфантильное Я накапливает силы для преодоления Эдипова комплекса, его вытеснения, создавая идеальное Я или сверх-Я. Но в сверх-Я запечатлен не только опыт индивидуального Я. Сверх Я менее тесно связан с сознанием, чем Я. «В то время как Я является представителем внешнего мира, реальности, сверх-Я выступает навстречу ему как адвокат внутреннего мира или ОНО. …Конфликты между Я и идеалом Я в конечном счете отразят противоречие реального и психологического, внешнего и внутреннего миров» .

Расчленение человеческой психики на ОНО, Я и сверх-Я позволяет лучше представить душевный механизм, но не раскрывает еще полностьюдвижущие силы душевной жизни, её динамику. Тем более что с точки зрения З. Фрейда душевный механизм, структура психики любого человека, а не только психически больного заключает в себе три этих элемента. Фрейд выделяет два вида влечений, определяющих психическую деятельность, а, следовательно, и поведение человека: 1) сексуальные влечения или эрос, включающие не только подлинное половое влечение и производные от него подавленные влечения, но и инстинкт самосохранения, 2) влечение к смерти, проявляющееся, прежде всего, в инстинкте разрушения. При этом решающее значение имеет сексуальное влечение и неразрывно связанная с ним энергия «либидо»- энергия сексуального влечения.

Сексуальный инстинкт, с точки зрения Фрейда, присущ нам с момента рождения и инфантильная сексуальность выступает как необходимый этап, ступень на пути к нормальной сексуальности взрослых. Фрейд здесь предстает перед нами как пансексуалист, видящий смысл сексуального инстинкта в получении ощущения удовольствия, а потому все ощущения удовольствия мы можем рассматривать как видоизменение сексуального наслаждения.