Коррекционной школы для детей. Умственная отсталость (олигофрения)

Специальные общеобразовательные школы для умственно отсталых детей являются одним из звеньев системы образования, что отражено в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Социальное и правовое положение лиц с недостатками в развитии определяется законом, который устанавливает для них равные гражданские права со всеми членами общества.

Специальная коррекционная школа VIII вида не обеспечивает цензового образования, следовательно, не ставит своей целью обеспечить преемственность содержания обучения с другими звеньями системы образования.

Особенности развития умственно отсталых детей вызвали необходимость научно обосновать определение объёма содержания образования этой категории детей, поиска специфических форм и методов их обучения и воспитания.

В учебном процессе, программах, в учебниках предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, фактов повседневной действительности.

Основные законы науки, теории, содержащие систему научных знаний, находятся в самом элементарном и ограниченном виде при изучении конкретных учебных предметов. Из всей совокупности знаний, умений и навыков, которые преподаются в общеобразовательной школе, выбирается минимум, необходимый для всестороннего развития личности учащихся, для коррекции недостатков их интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности и для подготовки к общественно полезной трудовой жизни в условиях обычной социальной среды.

Все полученные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом применения их на практике. Основной дефект умственно отсталых школьников лежит в области интеллектуальной сферы, не все получаемые учащимися знания формируются в необходимые умения, которые доводятся до уровня знаний – поисковые навыки при решении задач, упражнений.

Основная задача школы – формирование умений и навыков учебной деятельности.

Содержание образования не обеспечивает формирование творческой деятельности учащихся, в основе которой лежит самостоятельный перенос знаний, умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации. Учитывая интеллектуальные и возрастные возможности школьников, следует создавать ситуации, направленные на поиски самостоятельных решений. На всех годах обучения необходимо формировать навыки самостоятельной работы.

Учебный план школы определяет:

  • перечень учебных предметов,
  • распределение их по годам обучения,
  • количество часов, отводимых на каждый учебный предмет,
  • распределение часов по неделям.

Базисный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.

В учреждениях может функционировать подготовительный (0-й) класс при наличии обучающихся с низким уровнем подготовленности к обучению даже в специальных условиях или обучающихся с диагнозом, требующим уточнения.

В I-IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

В V-IX классах - обучение по общеобразовательным предметам, вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.

Базисный учебный план включает:

· общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся,

· специфические коррекционные предметы,

· индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

В основе построения учебного плана лежит принцип предметного обучения .

Традиционные предметы : русский язык (чтение, письмо), математика (в V-IX классах один час отводится на изучение элементов геометрии), география, история, естествознание, черчение, ИЗО, физкультура, пение и музыка, трудовое и профессиональное обучение.

Для занятий по трудовому обучению обучающиеся IV-IX и X-XII классов и СБО делятся на 2 группы с учётом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача.

Коррекционные занятия : ритмика, социально-бытовая ориентировка, ЛФК, логопедия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (0-IV классы) для обучающихся с выраженными двигательными, речевыми нарушениями.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК, развитию психомоторики и сенсорных процессов группы комплектуются с учётом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, занятия ЛФК – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Вне сетки обязательных учебных занятий школы могут вводиться факультативные занятия с небольшими группами детей для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе – элементы физики и химии.

В учреждениях могут создаваться одногодичные (X), двухгодичные (X-XI) профессиональные классы, что входит в компетенцию региона и учреждения.

По окончанию IX класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения.

По окончании профессиональных классов обучающиеся сдают экзамен по полученной профессии и получают квалификационный сертификат.

Учебные планы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

В зависимости от школьных условий дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью могут обучаться в отдельных классах, могут быть интегрированы в классы для детей с лёгкой умственной отсталостью. Классы комплектуются по возрасту и по степени выраженности первичного нарушения.

Образовательная среда предусматривает:

  • социальную адаптацию детей,
  • доступное образование и воспитание,
  • коррекцию и компенсацию нарушений развития,
  • доступную трудовую подготовку,
  • общее и физическое развитие в соответствии с их состоянием и возможностями.

При совместном обучении детей с разной степенью умственной отсталости рекомендуется использовать два варианта учебного плана:

1 вариант – для детей с умеренной степенью умственной отсталости,

2 вариант – для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости.

Оба варианта, в целях реализации права на образование (статья 5 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»), имеют равное со всеми общеобразовательными учреждениями РФ количество часов максимальной учебной нагрузки и часов к финансированию.

Дополнительные гарантии права детей-инвалидов (умеренная, тяжёлая степень умственной отсталости, сложная структура дефекта) на образование установлены Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Учебный план для учащихся с умеренной умственной отсталостью

  • чётко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;
  • учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребёнка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;
  • используются специальные методические приёмы обучения и специальные учебные пособия;
  • увеличивается частота обращения к одной и той же учебной информации на разных учебных предметах;

Трудовое обучение является приоритетным в 4-9 классах и основным предметом в 10-12 классах. Трудовая подготовка включает в себя:

  • выработку определённых трудовых навыков,
  • способность к длительным трудовым усилиям,
  • воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости,
  • умение действовать по инструкции.

Учебный план для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью

Организуемое обучение и воспитание должно готовить этих детей к жизни и работе в специальных поддерживающих условиях.

  1. Приоритетными в содержании образования детей с тяжёлой умственной отсталости являются социальные и воспитательные цели обучения, выработка адаптивных навыков.
  2. на первый план выступают следующие задачи обучения:

Формирование и развитие коммуникативной функции речи,

Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости,

Включение учащихся в домашний, хозяйственный труд,

Эмоциональное развитие, чувство уверенности,

Развитие умения участвовать в совместной игровой деятельности,

Физическое развитие.

  1. К особым условиям относятся:

Обучение и воспитание проводится одним учителем с 1-го и до последнего года обучения ребёнка в образовательном учреждении, который осуществляет сопровождение работы всех сотрудников, принимающих участие в образовательном процессе,

Вопросы воспитания приоритетны в образовательном процессе,

Особая структура организации урока, которая обеспечивает постепенное привыкание к продолжительности усилий в учебной работе в течение 45 минут, путём перераспределения форм работы и времени,

Проводить специальную работу по освоению «роли ученика» и по адаптации к образовательной среде.

Учебные программы

Учебные программы специальной коррекционной школы VIII вида определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождениям по годам обучения.

В настоящее время требуется углублённая разработка объёма содержания образования с целью более полного отражения в нём задач, стоящих перед специальным коррекционным учреждением для детей с отклонениями в развитии, учёта новых научных данных специальной педагогики, специальной психологии.

Для специальной коррекционной школы VIII вида созданы научно обоснованные программы для 1 – 10 классов по общеобразовательным предметам, по трудовому обучению, отдельным видам специальных коррекционных занятий.

По общеобразовательным предметам разработаны:

Типовые программы по русскому языку, представленные разделами: развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, обучение грамоте, чтение и развитие речи, грамматика, правописание и развитие речи;

По математике: арифметика и наглядная геометрия,

По естествознанию: неживая природа, растения, животные, человек,

По географии: начальный курс физической географии, природа нашей Родины, география материков и океанов, география страны, региона;

По истории,

Программа:

По изобразительному искусству,

По черчению,

По пению и музыке,

По физической культуре,

Программы по социально-бытовой ориентировке,

Ритмике.

По трудовому и профессиональному обучению созданы:

Программы для 1-3 классов (ручной труд),

Для 4–9 классов – по столярному, слесарному, швейному, по сельскохозяйственному труду, по столярно-плотничному и штукатурно-малярному делу.

Программы по цветоводству и декоративному садоводству, по обслуживающему труду (подготовка рабочих сферы обслуживания) рассчитаны на использование их как в сельских, так и в городских школах.

Все эти программы рассматриваются как базисные.

Программы направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание; помогают учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений, навыков, который необходим им для социальной адаптации.

В учебных программах сформулированы основные требования к знаниям, умениям учащихся, критерии их оценки.

В программах принцип коррекционной направленности обучения ведущий. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с отклонениями в развитии в процессе овладения каждым учебным предметом, в процессе трудового обучения.

Обучение в специальной коррекционной школе VIII вида носит воспитывающий характер, так как аномальное состояние ребёнка затрудняет решение задач воспитания. При отборе программного учебного материала учитывается воспитывающая направленность, необходимость формирования личности детей.

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса.

Учебники

Требования к учебникам
общепедагогические
  • обеспечение воспитывающего характера обучения,
  • сообщение научно достоверных данных в пределах, обозначенных программой,
  • развитие мышления учащихся; формирование основных приёмов умственной деятельности; развитие речи,
  • обеспечение подготовки к самостоятельному приобретению знаний.
Методические
  • соответствие возрастным особенностям учащихся по содержанию, эмоциональному воздействию,
  • чёткое структурное членение и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий,
  • достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала,
  • включение заданий, стимулирующих развитие самостоятельности при решении задач.
соблюдение принципа коррекционной направленности, требования индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся
  • поэтапное преподавание учебного материала и аналитико-синтетический способ его показа, отработка каждого элемента и обеспечение целостного восприятия,
  • опора на ранее усвоенное и имеющийся практический опыт,
  • выявление причинно-следственных связей и закономерностей,
  • акцент на главное при краткости формулирования правил и выводов,
  • достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала,
  • включение изучаемого материала в различные виды упражнений,
  • рациональное использование иллюстративного материала,
  • включение для самостоятельного выполнения упражнений заданий разной степени сложности.

Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

№ п/п Авторы, название учебника Класс Издательство
1. Лещинская Т.Л. Букварик Подготовительн ВЛАДОС
2. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь Просвещение
3. Кудрина С.В. Окружающий мир ВЛАДОС
4. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд Просвещение, СПб
5. Хилько А.А. Математика Просвещение, СПб
6. Просвещение
7. Эк В.В. Математика Просвещение
8. Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Чтение Просвещение
9. Перова М.Н. Математика Просвещение
10. Гусева Г.М., Островская Т.И. Чтение ВЛАДОС
11. Бгажнокова И.М., Савельева Г.В. Чтение Просвещение,СПб
12. Просвещение
13. Васенков Г.В. Технология. Азбука переплётчика 5 -7 Просвещение
14. Никишов А.И. Биология Просвещение
15. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Технология. Швейное дело Просвещение
16. Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы Просвещение
17. Просвещение
18. Воронкова В.В., Будаева З.Д. Чтение ВЛАДОС
19. Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные Просвещение
20. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Технология Швейное дело Просвещение
21. Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Математика Просвещение
22. Романов И.В., Агафонова И.Б. Биология. Человек Дрофа
23. Перелётов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С. Профессионально-трудовое обучение. Столярное дело 10 -11 ВЛАДОС

Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе, как вопрос, отвечающий социальным запросам современного обществ.

Совместное обучение умственно отсталых детей с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях требует создания специальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию интегрированного подхода (приложение 1).

В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития. Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии.

Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. У них отмечается замедленный темп и меньшая дифференцированность восприятия. Эти особенности при обучении умственно отсталых детей проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, похожие по звучанию буквы, слова. Отмечается также узость объема восприятия. Дети данной категории выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса. Их восприятием необходимо руководить.

Все мыслительные операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Затруднен анализ и синтез предметов. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность заметить свои ошибки, сниженная активность мыслительных процессов, слабая регулирующая роль мышления.

Основные процессы памяти у этих детей также имеют свои особенности: лучше запоминаются внешние, иногда случайно воспринимаемые зрительно признаки, трудно осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание; большое количество ошибок при воспроизведении словесного материала. Характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. Воображение умственно отсталых детей отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.

Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды нарушений письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Эмоционально-волевая сфера у данной категории детей имеет ряд особенностей. Отмечается неустойчивость эмоций. Переживания неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи внезапных эмоциональных перепадов: от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада.

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества волевых процессов детей с нарушением интеллекта. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдается подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии развиваются негативизм и упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых воспитанников влияют на характер протекания их деятельности.

Отмечая несформированность навыков учебной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием, следует констатировать у них недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Умственно отсталые дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей. Умственно отсталые дети не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органического поражения на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, постнатальные). Однако при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии отмечается положительная динамика в развитии детей данной категории.

При обучении умственно отсталых детей в общеобразовательной школе необходимо руководствоваться специальными образовательными программами:

Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Под ред. В.В. Воронковой, М., Просвещение, 1999 (2003, 2007, 2009).

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1, 2. Под ред. В.В. Воронковой. М., Владос, 2000 (2005, 2009).

Внутри образовательного учреждения, в котором обучаются дети с особенностями в развитии, всем ходом интегрированного образовательного процесса руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Он же осуществляет необходимую корректировку общеобразовательных маршрутов обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, если в этом возникает необходимость. Кроме того, члены ПМПк рекомендуют посещение занятий дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.

При совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с особенностями психофизического развития учителю важно одинаково понимать и принимать всех учащихся, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке необходимо видеть личность, которая способна воспитываться и развиться.

На уроках педагогу необходимо создавать такие условия, чтобы дети могли контактировать друг с другом, ученики класса в равной мере должны быть вовлечены в коллективную деятельность, каждый школьник по мере своих способностей должен быть включен в общий учебно-воспитательный процесс.

Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения можно достичь только при продуманной системной работе, составными частями которой являются формирование положительного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития и расширение опыта продуктивного общения с ними.

Учителя и специалисты ПМПк составляют календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе.

Обучение по специальным (коррекционным) программам для детей с нарушением интеллекта на первой образовательной ступени осуществляется по предметам «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Математика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Трудовое обучение». Все эти предметы легко интегрируются с общеобразовательными предметами, предусмотренными некоррекционными программами. Это позволяет всем детям посещать одни и те же уроки.

На второй ступени сложнее выстроить подобную систему работы, так как в соответствии с программами для детей с нарушением интеллекта (С(К)ОУ VIII вида) не предусмотрено изучение предметов «Иностранный язык», «Химия», «Физика» в 5-9 классах. Учебные предметы, которые не предусмотрены специальной (коррекционной) программой для детей с нарушением интеллекта, учащиеся с особенностями в развитии не посещают. В это учебное время умственно отсталым школьникам рекомендуется посещение уроков трудового обучения в условиях других классов.

Урок в классе, где обучаются совместно обычные школьники и школьники с особенностями в развитии, должен быть отличным от уроков в классах, где обучаются равные по способностям к обучению воспитанники.

Приведем пример структурной организации урока в общеобразовательном классе, где осуществляется совместное обучение детей с нарушением интеллекта (таблица 1).

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль за знаниями и умениями). Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с нарушением интеллекта выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление раннее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии: проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал. Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока.

При обучении учеников с нарушением интеллекта в общеобразовательном классе учитель нуждается в адресном дидактическом обеспечении урока и учебного процесса в целом. Обеспечение учебниками и учебными пособиями учеников и учителей ложится на администрацию школы, которая приобретает комплекты учебников по запросу учителей.

Нормы оценок по математике, письменных работ по русскому языку по программе VIII вида даны в таблицах 2, 3.

Умственно отсталые учащиеся могут посещать различные занятия системы дополнительного образования. Чтобы процессы адаптации и социализации протекали успешно, выбирать направление дополнительного образования для умственно отсталых детей необходимо с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, пожеланий ребенка и его родителей. Выбор того или иного кружка, секции должен быть добровольным, отвечать интересам и внутренним потребностям ребенка, но при этом необходимо учитывать рекомендации психоневролога и педиатра. В случае, если ребенок изъявляет желание посещать кружок (секцию), связанный с физическими нагрузками, то желательно иметь справку медицинского учреждения, где врач записывает, что данному ребенку не противопоказаны занятия в данном кружке.

Большую роль в коррекционной работе играет семья, в которой ребенок воспитывается и влиянию которой постоянно подвергается. В выстраивании позитивных внутрисемейных отношений весома роль учителя, специалистов ПМПк. Они помогают формировать у родителей адекватное восприятие собственного ребенка, следят за тем, чтобы в семье складывались доброжелательные детско-родительские отношения, помогают устанавливать разнообразные социальные связи и соблюдать требования, принятые в общеобразовательной школе. Создание условий для саморазвития каждого ребенка невозможно без желания и умения учителей проектировать его развитие и обучение, позволяющее каждому ученику быть успешным.

В конце обучения (9 класс) умственно отсталые дети сдают один экзамен по трудовому обучению и получают свидетельство установленного образца.

Таблица 1

Структура урока при внутренней дифференциации

Этапы урока

Методы и приемы

Организация работы по общеобразовательной программе

Организация работы по программе для С(К)ОУ VIII вида

Оргмомент

Словесный (слово учителя)

Общий

Общий

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка

Индивидуальная проверка

Повторение изученного материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Беседа, письменное и устное выполнение упражнений

Работа по карточкам

Подготовка к восприятию нового материала

Словесный (беседа)

Беседа

Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

Изучение нового материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность, работой над алгоритмом выполнения задания)

Закрепление изученного

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Выполнение упражнений. Проверка

Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам

Итог урока

Словесный (беседа)

Общий

Общий

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Словесный

Уровень домашнего задания для детей с нормальным интеллектом

Уровень домашнего задания для детей с нарушением интеллекта

Таблица 2

Нормы оценок по математике (VIII вид, 1-4 класс)

Отметка

Оценивание

«5»

Нет ошибок

«4»

2-3 негрубые ошибки

«3»

Решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий

«2»

Выполнено не менее половины заданий, не решена задача

«1»

Не выполнены задания

Примечание

Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена); ошибки, допущенные в процессе списывания знаков арифметических действий; нарушение в формировании вопроса (ответа) задачи; нарушение правильности расположения записей, чертежей; небольшая неточность в измерении и черчении

Таблица 3

Критерии оценивания письменных работ учащихся начальной школы

(VIII вид, 1-4 класс)

Отметка

Оценивание

«5»

Нет ошибок

«4»

1-3ошибки

«3»

4-5 ошибок

«2»

6-8 ошибок

«1»

Более 8 ошибок

Примечание

За одну ошибку в письменной работе считаются: все исправления, повторение ошибок в одном и том же слове, две пунктуационные ошибки. За ошибку не считаются: ошибки на те разделы программы, которые не изучались (такие орфограммы предварительно оговариваются с учащимися, выписывается трудное слово на карточке), единичный случай пропуска точки в предложении, замены одного слова без искажения смысла

Методические пособия

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М.: Владос, 2000.
  2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1991.
  3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1993.
  4. Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М.: Владос, 2003.
  5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994.
  6. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  7. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. М.: Владос, 2003.
  8. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008.
  9. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СПб.: Речь, 2006.
  10. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.
  11. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида/ Под ред. А.М. Щербаковой. Кн.1,2. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
  12. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.
  13. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002.
  14. Перова М.Н. Методика обучения элементам геометрии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Классик Стиль, 2005.
  15. Перова М.Н, методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Владос, 2001.
  16. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
  17. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе. М.: Учебная литература, 1997.
  18. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. М., 2002.
  19. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1990.

II. Организация деятельности коррекционного учреждения

III. Образовательный процесс

IV. Участники образовательного процесса

24. Участниками образовательного процесса являются педагогические, инженерно-педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (законные представители).

V. Управление коррекционным учреждением

VI. Имущество и средства коррекционного учреждения

37. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за коррекционным учреждением.

Земельные участки закрепляются за государственным и муниципальным коррекционным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.

Объекты собственности, закрепленные за коррекционным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Коррекционное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.

38. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за коррекционным учреждением, допускается только в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

39. Коррекционное учреждение несет ответственность перед собственником и (или) органом, уполномоченным собственником, за сохранность и эффективное использование принадлежащей ему собственности. Контроль деятельности коррекционного учреждения в этой части осуществляется собственником и (или) органом, уполномоченным собственником.

40. Коррекционное учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.

41. Деятельность коррекционного учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.

42. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов коррекционного учреждения являются:

собственные средства учредителя (учредителей);

бюджетные и внебюджетные средства;

имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом);

кредиты банков и других кредиторов;

средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

43. Коррекционное учреждение имеет право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

44. Коррекционное учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности. При недостаточности этих средств по обязательствам коррекционного учреждения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

45. Финансирование коррекционного учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду коррекционного учреждения.

46. Воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении и находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

Воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

47. Коррекционное учреждение в соответствии с установленными нормативами должно иметь необходимые помещения, сооружения для организации образовательного процесса, коррекционных занятий, лечебновосстановительной работы, трудового обучения, производительного труда, быта и отдыха воспитанников.

48. Коррекционное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.

49. Коррекционное учреждение устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), структуру управления деятельностью коррекционного учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.

50. При ликвидации коррекционного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом коррекционного учреждения.


По "народной" статистике только 10% выпускников найдут свое место в жизни: устроятся на работу, создадут нормальную семью, станут ответственными родителями. Бродяжничество, пьянство, наркотики ждут остальных. Елена Любовина, заместитель директора БФ "Абсолют-помощь" рассказывает о том, как повлиять на эту статистику.

Вместе с летней погодой наступает пора выпускных вечеров и праздников. Государственные структуры, благотворительные фонды, волонтеры из коммерческих компаний массово приглашаются на последние звонки и торжественные чаепития.

Несколько дней назад благотворительный фонд "Абсолют-помощь" награждал лучших выпускников коррекционных школ-интернатов Московской области. Современный актовый зал, воздушные шары, приятная музыка, продуманный сценарий, правильные слова, полезные подарки, красиво одетые дети. Так обычно провожают выпускников школы во взрослую жизнь - жизнь, в которой есть планы и мечты.

Награждают каждого, называют фамилию, приглашают на сцену, пожимают руку, говорят что-то важное, смотрят в глаза. Сердце стучит от волнения и важности момента. Ты - лучший, ты - нужен, ты - молодец! Ты - один из двухсот отличников и хорошистов из 64 коррекционных учреждений Московской области (55 школ для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью), где живут и учатся еще 8,5 тысячи детей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети из малообеспеченных, неблагополучных и приемных семей.

На примере определенной категории детей из отдельной области России мы хотим показать ситуацию изнутри, факты и цифры, интервью детей и педагогов, комментарии экспертов. Познакомить читателей с результатами промежуточного мониторинга постинтернатного проживания выпускников коррекционных-школ Московской области.

По "народной" статистике только 10% выпускников найдут свое место в жизни: устроятся на работу, создадут нормальную семью, станут ответственными родителями. Их одноклассники пойдут другой дорогой: бродяжничество, пьянство, наркотики, проблемы с полицией, рождение никому не нужных детей, а через годы неминуемая гибель. Так ли это на самом деле, можно ли повлиять на ситуации и есть ли выход?

За несколько недель до выпускного вечера мы с видеографом Михаилом Левчуком записали интервью учеников Новопетровской коррекционной школы-интерната для детей с умственной отсталостью.

Жизнь после школы-интерната для детей с умственной отсталостью

Выпускники коррекционных учреждений VIII вида (с умственной отсталостью) получают свидетельство об окончании школы-интерната и вместо государственной итоговой аттестации (ГИА) сдают выпускной экзамен по труду. Официально ребенок заканчивает 9 классов, но фактически он осваивает программу 5-6 класса общеобразовательной школы.

Общаясь с педагогами, дефектологами, социальными работниками и детьми становится очевидным, что 1/3 часть воспитанников имеет умеренную степень умственной отсталости, 2/3 детей - легкую.

В ближайшие 2-3 года после выпуска большинство ребят пойдут учиться и жить в общежитие в лицее (профессиональном училище). Выбор профессий невелик: швея, штукатур-маляр, слесарь, озеленитель, хотя перечень профессий, рекомендованных Министерством труда РФ для детей с умственной отсталостью гораздо шире (более 100 наименований). Теперь только от самих ребят зависит смогут ли они получить более востребованную профессию: для этого нужно самостоятельно закончить вечернюю школу и сдать ГИА, а потом поступить на другую специальность или в колледж.

К этому времени повзрослевший выпускник по-настоящему вступает в самостоятельную жизнь. Кому-то поставят инвалидность и выделят пособие, кто-то вернется к родителям (кровным или приемным), кто-то получит от государства отдельное жилье.

Постинтернатное проживание выпускников

Благотворительный фонд "Абсолют-помощь" в мае провел мониторинг коррекционных учреждений по постинтернатному проживанию выпускников 2011-2015 годов. Эти данные необходимы для выстраивания системы поддержки и дальнейшего сопровождения детей с умственной отсталостью, оставшихся без попечения родителей. Опросили более 60 коррекционных учреждений по следующим критериям: социальный статус, место дальнейшей учебы, место работы, семейное положение/дети, наличие судимости, смертность. Данные за 2011-2015 годы предоставили 39 школ. За 2012-2014 гг. из коррекционных школ-интернатов вышли 1802 человека, из них поступили в профессиональные училища 1584 человека, дальнейшее обучение не проходят 218 человек (по инвалидности и личному выбору). В данное время практически все поступившие в училища ребята продолжают обучение, проживая в общежитиях при лицеях и находясь на попечении государства. Для выявления проблем, которые возникают при самостоятельном проживании выпускников необходим срез данных за более ранние периоды (2000-2011 годы).

В 2011 году выпускниками стали 433 детей, в том числе: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (132), дети из приемных семей и находящиеся под опекой (25), дети из кровных семей (276). Имеют инвалидность - 89 человек. 328 детей получили начальное профессиональное образование в лицеях и профессиональных училищах по месту распределения. 144 человека имеют/имели постоянное/временное место работы по специальностям: грузчик, разнорабочий, дворник, оператор АЗС, рабочий строительной бригады, продавец магазина, озеленитель, швея, распространитель рекламы, санитарка. Перечень компаний, в которых работают/работали выпускники: РЖД, Макдональдс, Нестле, АШАН, ЖКХ, автозаправочные станции, строительные магазины, швейные мастерские, частные фермы. 2 человека прошли службу в Российской Армии.

Сведения о личной жизни, рождении детей, наличии судимости и смертности указали 14 учреждений, которые активно сотрудничают с фондом "Абсолют-помощь". 44 человека находятся в официальном или гражданском браке, 5 детей погибли, 6 человек имеют судимость, 25 детей, рождены в официальном и гражданском браке, 16 детей вне брака, воспитываются матерями-одиночками.

В ответах встречаются фразы: "временно не работающий", "находится в декретном отпуске по уходу за ребенком", "живет в гражданском браке", "трудоустроен, отбывая срок заключения", "убыл по месту прописки в другой регион".

Эти данные не раскрывает реальной картины, она формальна и зачастую обезличена. Но первый шаг сделан и проведенный опрос нуждается в доработке и проверке сведений.

Личное мнение

Основная часть воспитанников коррекционных учреждений - это так называемые "социальные сироты" из неблагополучных семей. Родители сидят в тюрьмах, принимают наркотики, пьют. Когда речь идет о таких детях, наши представления и ощущения работают шаблонно. Перед глазами встает неадекватный грязный ребенок, изъятый из семьи алкоголиков, маленький преступник, уже представляющий угрозу обществу. Чем дальше его упекут и чем строже с ним будут обращаться, тем будет лучше.

Когда мне было 10 лет у меня погибла мама и мой папа, человек с двумя высшими образованиями, подполковник Советской Армии, начальник УНР (формирование в вооруженных силах) начал пить. Сильно. И я буквально за пару месяцев превратилась из благополучной амбициозной отличницы в испуганную няньку для своего отца. Мы жили далеко в Алма-Ате, и родственники не знали о всей чудовищности сложившейся ситуации. К нам не приходила опека и речь о детском доме не шла, но я в полной мере окунулась в реальную жизнь - никому не нужных детей-сирот, сирот при живых родителях.

Я не буду рассказывать, что такое пьющий близкий человек, которого ты пытаешься всеми способами оградить от бед и разрушений. Я не хочу вспоминать сколько тревожных мыслей и стыда было тогда в моей жизни. Но я хочу сказать, что несмотря на разруху, которая вдруг настала и бесконечную смену места жительства (практически бегства из города в город), я как-то сумела сохранить веру в добро и людей. Нашла силы и поддержку, чтобы пойти дальше: простить папу, хорошо отучиться в школе, поступить в университет, найти интересную работу.

О диагнозе

В нашей стране, диагноз "умственная отсталость" получить легче, чем нам кажется. Будучи мамой приемного сына, который во втором классе не очень хорошо учился, я с лихвой испытала на себе давление отдельных представителей системы образования. Классный руководитель, не найдя контакт с ребенком, направила нас "проверить голову", потому что "гены непонятные" и "ребенок - еще детсадовец, не способный учиться в школе". Вполне возможно, что по указанному адресу моему сыну могли поставить диагноз, который на долгие годы осложнил бы нашу жизнь. Этого не произошло, мы сменили школу и учебный год сын закончил на четверки.

По словам специалистов Министерства социальной защиты Москвы и Министерства образования Московской области диагностика детей в России проводится точно и тщательно. По опыту взаимодействия с коррекционными школами-интернатами и специальными училищами, определенные дети нуждаются в пересмотре и снятии диагноза "умственная отсталость".

Зачастую сами педагоги не верят в способности учеников. Учитель одной из коррекционных школ удивляется, показывая мне данные о выпускниках. Оказывается, Маша Н. учится в училище по профессии - ветеринар. "У девочки "олигофрения" - это точный диагноз, а для техникума нужно получить диплом о неполном среднем образовании, какая молодец, наверно бабушка родственники с ней занимались", - радостно говорит педагог.

О возможностях

В Центре равных возможностей "Вверх" на стенах развешаны дипломы, бывших выпускников коррекционных учреждений. Личные старания (годы занятий) и невероятный педагогический профессионализм и терпение помогли ребятам получить профессиональное или высшее образование.

Невозможное - возможно. Менеджер по специальности "Государственное и муниципальное управление", педагог по физической культуре, бакалавр педагогиги, экономист-менеджер и т.д. Это успехи детей, которые выпускаясь из школы-интерната, фактически освоили материал 5-6 класса общеобразовательной школы.

"Преподавание детям из коррекционных детских учреждений научило меня многим важным вещам, - говорит Дарья Тараян, педагог центра "Вверх". - Это очень амбициозная задача научить практически взрослого человека, тому что по разным причинам упущено в детском возрасте. Нам приходится придумывать миры, создавать концепции, сочинять ассоциации, чтобы позволить ученикам сохранить чувство собственного достоинства".

Чувство собственного достоинства

Часто ли в закрытых учреждениях услышишь такие формулировки, как "чувство собственного достоинства", "личные качества", "индивидуальность", "самодостаточность"? Нет, только один из десяти директоров сиротских учреждений задумывается об этом.

Научить ответственности, трудолюбию, самостоятельности и сознательности. По сути сформировать ответственное поведение - главная задача учреждений, в которых по официальной статистике некоторое время назад жили сотни тысяч детей.

"Дети должны уметь обслуживать себя, соблюдать порядок, трудиться и уважать труд других, - комментирует Игорь Егорев, директор Новопетровской коррекционной школы-интерната. - Привитое и культивированное годами иждивенчество - это гибель для ребенка в будущем".

О будущем

"Ребенок выезжает из сытого обеспеченного детства в новое пространство, но в его голове продолжает жить прежний управленческий механизм - государство всем обеспечит, - говорит Александр Гезалов, общественный деятель. - Они привыкли годами решать вопросы лишь внутри замкнутого коллектива и с помощью ограниченного набора инструментов: обида, бойкот, драка, игнорирование, что не работает вне стен учреждения".

Все выпускники школ-интернатов хотят иметь работу, создать семью, быть счастливыми. Но они остаются один на один со своими страхами и проблемами… Не имеют навыков самостоятельной жизни, не умеют организовать свой быт… Испытывают трудности с поиском работы… Не могут обеспечить себя прожиточным минимумом… Сталкиваются с проблемами получения собственного жилья… Не знают, как создать и сохранить семью…

Безусловно, это задача общая: самого ребенка и специалистов образования (в Московской области) и социальной защиты (в Москве), педагогов, психологов, представителей опеки, патронажных воспитателей, сотрудников благотворительных и общественных организаций, волонтеров коммерческих компаний и просто неравнодушных людей.

Как можно помочь, не навредив?

  1. "Разумная благотворительность". Не развлекать, одаривать, кормить плюшками и шашлыками, а учить, мотивировать и просвещать.
  2. Дополнительное обучение, профессиональная ориентация и содействие в трудоустройстве в коммерческие и государственные компании.
  3. Пожертвования на развитие эффективных программ наставничества.
  4. Патронат и гостевая форма общения с ребенком.

Организации, для которых каждый день - день защиты детей:

Любовина Елена