Ходить по морю необходимо а жить нет. Ходить по морю необходимо

Navigare necesse est!

Vivere non est necesse

Плавать по морю необходимо!

Жить не так уж необходимо.

Старинная латинская фраза сказанная то ли Помпеем то ли Плинием.

Когда идешь по Ликийской тропе по Южному берегу Турции, взгляд часто упирается на труднодоступную береговую линию удивительной красоты, с многочисленными островами и пляжами досягаемыми разве что на яхте. И туриста гложет пытливая мысль - как бы заплыть, пробраться туда в места, доступные немногим. Я эту мечту вынашивал пару лет, пока случайно не увидел суперпредложение:" Ищу напарника в морской поход на байдарке". Рома - специалист по Юго-восточной Азии, побывавший в тридцати странах, исплававший два океана, несколько морей и заливов, искал с кем бы сходить на байдарке вдоль турецкого берега Средиземного моря. Мог бы и в одиночку, но резонно рассудив что это сделать вдвоем веселее. Для меня это был джек-пот, счастливый лотерейный билет.

Так я уезжал из Харькова

Вот решены все технические вопросы и я еду. Я искал самый дешевый авиабилет и непременно в Даламан - рядом с началом маршрута. И нашёл его. Поэтому выезжал на два дня раньше Ромы. Он вез свою байдарку. Байдарка "Гарпун", каркасно-надувная, весит 20 кг и покупалась специально для морских походов и удобства перевозки в самолетах, где часто нужно уложиться в лимит веса 20 кг. Я вез большую часть бивачных общих вещей и общие продукты купленные дома. Турция встретила не по-нашему жарким солнцем, а вода в море… ну не теплее чем в море Черном, но вдвое солонее. Кстати, солёная вода активней проникает во всевозможные гермоупаковки, а сохнет медленнее пресной.

Прямо из аэропорта иду на море и два дня купаюсь, гуляю по окрестностям, ем апельсины с бесхозных деревьев. Надо заметить, что в Турции человека идущего с рюкзаком по дороге очень вероятно что подвезут бесплатно. Один раз подвозил таксист. Бесплатно! Другой раз немцы-пенсионеры, имеющие там коттедж возле аэропорта. Еду на место встречи и начало маршрута на берегу большого озера Кёчегиз. Там город Кёчегиз.

Это примерная карта маршрута

Раннее утро. В конце набережной встречаю Рому. Собираем байдарку, отчаливаем. Я предлагаю первые метры на воде вдоль набережной. Там все прибрежные города и поселки имеют набережные с причалами многочисленных корабликов и яхт, с кафешками и шатающиеся туристами. Так вот: гребем мы не спеша вдоль набережной и глядим: замечают нас или нет. Замечают! Даже на русском языке! Значит всё это не зря!!!

Первая ночевка на полуострове. Дыхание моря уже чувствуется. Дует сильный ветер. У нас такого почти не бывает. Это вносит свои коррективы. Палатку ставим только к вечеру, когда ветер поутих. А то сдуло бы. Ещё дело в том, что Рома - любитель устраиваться на возвышении с хорошим видом на озеро, море. Но и с ветром в нагрузку.

На следующий день проходим озеро до конца. Идём по реке, соединяющий его с морем. По берегам - горы. Вообще, всё побережье Турции там гористое и каменистое. Камни какие-то все острые. Так что причалить можно далеко не везде.

На берегу город Далян.

У причалов сотни кораблей и лодок. Долго ищем куда бы причалить. Рядом проплывают две водные змеи и морская черепаха где-то метр в диаметре. Вообще-то черепах в Озеро не пускают. Там есть в реке забор от черепах и ворота для кораблей. Но черепахи видно ждут у ворот и ломятся в озеро вслед за проходящим кораблем, чтобы отложить яйца в несвойственной им озерной среде на радость хищникам. Мы когда подплыли к этим воротам, видимо не были похожи на черепах и для нас открыли ворота и пропустили дальше в реку.

Таких городков на берегу рек и в нашей стране масса, но в какой курорт его превратили турки! Не хуже раскрученных на морском побережье. А туристов возят на катерах на морской пляж. Вот потому там катеров у причала сотни. Иду в магазин за хлебом и фруктами. Заливаем все бутылки водой литров так 30. Вдруг местная собачонка прыгает в байдарку и недвусмысленно говорит, что будет плыть с нами. Я уже сталкивался с таким поведением собак в Европе, когда они прибиваются к туристам и сопровождают их весь поход. Собачку глажу, утешаю. И несмотря на её упорные требования, оставляю на берегу.

Подходим к морю. Там ветер сильнейший. Песчаная коса, залив и пляж километров шесть. Днём там бродят привозные туристы, а ночью местные черепахи яйца несут. Натянуты веревки, стоят проволочные заграждения чтобы по яйцам не ходили. Но людей много ходят везде. Сильный ветер несет морские брызги и песок. И туристы ходят немного потерянные, пытаясь спрятаться от ветра и солнца.

Продефилировав вдоль пляжа, выходим в море, в волны и ветер. Ну я по таким волнам ещё не ходил никогда. Я считаю что ветер был где-то 50 км в час по велосипедным ощущениям, а волны свыше метра высотой. Идём метрах в 200 от берега. боком к волне. Удерживая равновесие, делаем упреждающее движение корпусом и веслом на каждую волну. Я сижу впереди, волна порой сильно бьет в лицо, перекатывается через лодку. В момент удара на мгновение теряю ориентацию в пространстве и равновесие. Надеюсь что Рома в этот миг удержит нас на плаву. Проходим пляж. На нём ночевать нельзя. Наша ночевка на небольшом каменистом пляже в бухте. После такой болтанки и от того, что всё хорошо закончилось испытываю сильные чувства: победы над волнами, своим страхом, вообще букет положительных чувств.

Утро.Турецкий паучок,спящий на байдарке!

На следующий день, чтобы избежать волн, выходим на воду в 6:30 утра. До мыса на горизонте идем с попутным ветром по спокойному морю. Солнце медленно выглядывает из-за высокого гористого берега. На мысу - появляются хаотичные волны с разных сторон. Огибаем мыс и тут началось… встречный ветер и короткие остроконечные волны в лицо. Кажется что байдарка стоит на месте несмотря на отчаянные наши усилия. Берём ближе к берегу и укрываясь береговыми горами обходим большой залив. При сильном боковом ветре байдарку постоянно разворачивает и гребля из байдарочной становится похожим на канойную, с одной стороны. Из-за волн и острых камней к берегу невозможно причалить поэтому остановки редкие, только на пляжах. Гребем порой по четыре часа подряд. Всё, чем сидишь, затекает до невозможности. Заметил что через пару часов гребли меня начинает укачивать: начинаю сожалеть что утром позавтракал. Но стоит попасть в сильную болтанку - сразу всё проходит, забывается.

Проходим мимо аэропорта в Даламане. Там бескрайний пляж километров десять. На нём ночные следы черепах «каретта-каретта» и прочей живности. Над нами совсем рядом пролетают садящиеся и взлетающие самолеты. Ночуем в конце пляжа Там тихое безлюдное место. Утром снова Подъем в 5:40, в 6:30 Мы уже на воде. Огибаем ещё один сильно выступающий в море мыс. На этот раз за мысом море было относительно спокойно и пройдя в то утро около двадцати километров, уже в 11:00 становимся на стоянку. Дальше сегодня нет особого смысла идти. Стоянка просто супер-отличная, а волны к полудню усиливаются. Сухие палочки и хвоя горят в моей щепочнице с треском как политые бензином. Удивительно что при таком количестве сверхсухого топлива не видно ни одного следа лесных пожаров.

По плану мы должны были дойти до города Фетхие, но чтобы не разбирать байдарку и не сушится на многолюдной набережной, решили закончить поход в Яникларе, возле устья реки.

Кстати, кажется в турецком языке нет слова река. Есть слова ручей. Это я там заметил общаясь с местными. Отмыли соль, просушились. Проводил Рому с байдаркой в аэропорт. А мне оставалось еще два дня на море в Даламане и шестнадцать часов между авиарейсами бродить по Стамбулу. В Стамбуле два аэропорта: один имени Ататюрка на европейской части, а другой, куда я прилетел «Сабиха Гёкчен» на азиатской. Сабиха это приемная дочь Ататюрка, которая стала летчицей. Из аэропорта ходит автобус-экспресс «Havatas» до площади Таксим. Там проходят всякие фестивали и ярмарки.

Ярмарка на Таксиме. Почему-то они тащаться от темы танцующих дервишей.

Типичный турецкий самовар с заварником сверху.

Рай для гурманов.

Много исторических памятников в радиусе пяти километров. Мне досталось ночная прогулка по мосту через бухту Золотой рог. Там всеношно десятки местных ловят какую-то мелкую хамсу удочками прямо с моста. Мелкую но много. Нашёл исторический храм Святую Софию - оплот православия Византии. Сейчас там мечеть, но название почти не изменили, она Ай Софья. Видел там же крепостные стены Константинополя, построены в пятом веке императором Романом, которые защищали город тысячу лет, но не выдержали штурма рыцарей четвёртого крестового похода в 1204 году и драматическую последнюю осаду города войском Мехмета второго в 1453 году. Где по ним впервые в истории стреляли осадной артиллерией диаметр ядер которой доходил порой до одного метра!

Древние стены.

Святая София.

Поразила набережная с вело и беговыми дорожками, уходящими за горизонт.

И спящими там на камнях бомжами и туристами. И главное, приветливость и доброжелательность стамбульцев и всех людей в Турции.

Счастливые турецкие собаки.

Этот поход стоил мне 200 долларов за билеты, взятые за 4 дня до вылета, 900 гривен продукты, купленные дома и 25 долларов потраченные за 10 дней в Турции на автобусы, хлеб, айран и фрукты.

Я то и раньше знал что плавать по морю необходимо, Но теперь появилась ясное видение того, зачем мне нужно стремиться побывать в южных странах, на морях и океанах.

А что от нас останется помимо

Того что в списках означает крест

Ведь жить не так уж и необходимо

А necesse лишь navigare est.

Российское учебное парусное судно "Крузенштерн" финишировало третьим на очередном этапе международной регаты "Вызов Атлантике". Но это еще вопрос, кто кому бросил вызов.

Океан встретил парусники полным безветрием. В конце концов участникам пришлось включить машины и идти в бермудский порт Гамильтон без парусов. Зато каждый из 120 наших курсантов - будущих капитанов рыболовного флота, штурманов и механиков - одержал безусловную личную победу. Потому что подниматься по вантам на пятидесятиметровые мачты, работать на высоте двенадцати-шестнадцатиэтажного дома с парусами - это если и не подвиг, то по крайней мере преодоление.

Корреспондент "Российской газеты" теперь знает это на собственном опыте - принял участие в торжественных проводах "Крузенштерна" в Калининграде, прошел на легендарном паруснике "до первой станции" - голландского Амстердама и, чтобы не быть белой вороной среди моряков в синих робах, тоже забрался на мачту.

Первый аврал

Парусная практика после первого курса академии - своеобразный тест на профпригодность для будущих рыбаков. Не научившись управлять парусами и собственным страхом, постигать теорию современного судовождения бессмысленно, говорят специалисты. Ванты "Крузенштерна" - если не первая, то уж точно вторая после потупления в вуз ступень в карьере 16-18-летних ребят, от профессионализма которых через десяток лет будет зависеть всероссийский улов. И уж точно - заработки и безопасность членов экипажей судов, на которых будут капитанить сегодняшние курсанты.

Но и "Крузенштерн" без курсантов не может идти под парусами. Одна только профессиональная команда из 70 человек не управится. Хочешь не хочешь, курсанты должны подниматься на мачты и ставить паруса.

Для начала их, правда, пришлось поднять из трюма на реи и закрепить так, чтобы можно было легко поставить и убрать. В первый же день плавания боцманы у каждой мачты собрали команды "добровольцев", долго инструктировали, потом дожидались тех, кто решил напоследок сбегать в гальюн, недосчитались кого-то, снова собрали и проинструктировали. Силком на высоту никого не загоняют. Но те, кто решился подняться, спускаются на палубу мужиками. А те, кто в это время кучковался у бортов, висел на леерах и время от времени поглядывал вверх, останутся пока пацанами.

Правда, не надолго. При следующем парусном аврале и они полезут на мачты. И уже через пару-тройку дней все будут почти так же ловко и бесстрашно, как их боцманы, работать с парусами.

Капитан "Крузенштерна" Михаил Новиков рассказывает, что в каждом рейсе обычно бывает человек 5-6 "отказников". Тех, кому трудно победить страх высоты. Поодиночке они являются к капитану и требуют ссадить их на сушу в первом же порту. Жалуются на тяжелые болезни.

Капитан Новиков, получив от судового врача медицинское заключение "здоров", спрашивает у парня что-нибудь вроде: " А что ты своей девушке скажешь?" И, добившись легкого замешательства, предлагает вернуться к разговору через несколько дней. Или напрочь забыть его, если "тяжелая болезнь" отступит. Как правило, так и бывает.

За всю историю практик на "Крузенштерне" ни один курсант не навернулся с мачты в море или, не дай Бог, на палубу. На высоте от страха руки крепче сжимают ванты, нога плотнее становится на балясины. На мачту пускают только в обуви с каблуком, чтобы нога не проскальзывала. И в шапке, чтобы волосы не зацепились за какой-нибудь трос и не появилось инстинктивное желание освободить их руками. И в страховочном поясе- хомуте, к которому приделан карабин. При любой остановке им полагается прицепиться к ближайшему тросу.

Вся эта экипировка, да еще синяя роба, имеются в виду, когда по судовому радио раздается: "Палубной команде собраться у первого грота. Форма одежды - рабочее платье". Первый грот - это не нора на палубе, а грот-мачта. Гротов два - первый и второй. Перед ними высится фок-мачта, а позади - бизань.

Вспоминая Падую

"Крузенштерн" с самого начала был построен как учебное судно. Было это в 1926 году в Германии. Звался он тогда "Падуя", а именем германца, совершившего кругосветку во славу России, его назвали, когда судно перешло к СССР по репарации.

На "Падуе" было предусмотрено и 40 дополнительных мест для практикантов. "И только тогда они сами платили за науку, - рассказывает капитан-наставник "Крузенштерна" Геннадий Коломенский. - А мы наших курсантов кормим, поим, одеваем и спать укладываем". Благодаря этому человеку "Крузенштерн" в девяностые не был продан на металлолом или в лучшем случае в какой-нибудь зарубежный морской музей.

Интересно, что анализы показали: корпус "Крузенштерна" изготовлен из весьма посредственной стали марки 3. Но немцы знали, видно, какой-то секрет: корпус "Крузенштерна" до сих пор не тронула ржавчина. Кусок переборки, отрезанной болгаркой, тоже лежит в судовом музее. Видимо, чтобы ни у кого не возникла безумная идея списать красавец-парусник в утиль.

Между прочим, профессиональная команда "Падуи" состояла всего из 30 человек. В судовом музее есть фотография этих морских бродяг - молодых, мускулистых, нищих и дерзких. Но и они бы не справились с сегодняшним "Крузенштерном". Раньше на палубе было тесно от всевозможных механизмов, которые помогали поднимать реи, ставить паруса и вообще делать больше работы, не влезая на мачты.

Изначально "Падуя" предназначалась для перевозки селитры из Южной Америки в Европу и была типичным "винджамером" - выжимателем ветра. То есть могла идти и в ревущих сороковых со скоростью 16 узлов в час. Даже сейчас так быстро двигаются в основном военные корабли.

Морскую практику прошел

Чтобы не попасть в число немногих на "Крузенштерне", кто никогда не видел палубу с высоты чаячьего полета, корреспондент "РГ" тоже поднялся по вантам. Не на самую макушку мачты, а до первой - марсовой (от названия паруса - марсель) площадки. Но все же и это на высоте шестого этажа над палубой. Причем ванты сходятся в одной точке на дне этой самой площадки, а узкий лаз на нее находится чуть в стороне. И нужно на восемнадцатиметровой высоте переступить с балясины на блоки, чтобы протиснуться в отверстие в полу и очутиться на площадке примерно в полтора квадратных метра.

Проделывать все это впервые страшно. Еще страшнее - понять, что стоя на высоте 18 метров, зацепившись за трос карабином и судорожно вцепившись рукой в леер, совершенно невозможно зажмурить один глаз и сфотографировать мачты, работающих на них курсантов и слегка волнующуюся Балтику вокруг. Потому что при этом ненадежная твердь мигом уплывает из-под ног, и хочется опуститься на колени. А еще лучше - лечь.

Но предстоит еще и спуск, когда нужно протиснуться в тот же узкий лаз, нащупать ногами блоки, перешагнуть на ванты и уже после этого, не слишком заботясь об имидже, ползти вниз.

Оказавшись на палубе, очень хочется махнуть водки - разом граммов 150. Но водки нет. На "Крузенштерне" - сухой закон.

Едва ли это восхождение можно назвать героическим. Капитан Новиков оценил его по достоинству: пожал корреспонденту "РГ" руку и выдал диплом - морскую практику прошел.

Вверх по вантам или вниз по трапу

Ночью на Балтике не темно и не пустынно. Красными огнями отмечены мачты ветряков, которых вблизи берегов Дании - целые поля. Сияют по берегам города, светятся встречные и попутные пароходы. Их много - паромы, трансатлантические контейнеровозы, сухогрузы, рыбаки. Вот только парусники, не считая небольших яхточек, встречаются редко.

Паруса в нашем мире окончательно стали баловством? На "Крузенштерне" так считают только механики. Стоя в трюме ниже ватерлинии, они, перекрикивая шум четырех машин (две обеспечивают ход, две - вырабатывают электричество), тычут пальцами вверх: "Судно называется учебным парусным, но идет на дизельном топливе, обратите внимание".

Палубная команда, напротив, дышит морским ветром и поглядывает на механиков в буквальном смысле свысока.

А вот капитан Новиков, рассуждая о парусах и машинах, почему-то, во-первых, рассказал, что адмирал Нельсон нещадно страдал от морской болезни до самой гибели, что, впрочем, не мешало ему одерживать грандиозные виктории. А, во-вторых, признал, что некоторые механики на его судне до сих пор мучаются при качке точно так же, как знаменитый британец. Хоть и ходят на "Крузенштерне" не первый год. Капитан обязан быть тонким политиком.

Впрочем, говорят, когда шторм рвет паруса, уже не до политики, и экипаж обращает молитвы не только к Богу, но и к механику.

Сегодня в бухту Золотой Рог войдет российский парусник "Крузенштерн", совершающий кругосветное плавание. Есть что-то символичное в том, что он приходит во Владивосток 28 марта - в тот же день, когда ровно два года назад вернулся приписанный к Владивостоку фрегат "Надежда".

Меня много раз спрашивали: "А зачем нужно было затевать это кругосветное плавание? Ведь оно стоит немалых денег, тем более что в дальнейшей жизни этим курсантам не придется работать на парусниках?". И непросто порой объяснить людям, в большинстве случаев далеким от моря, что нынешним курсантам так необходима океанская практика. Что хождение под парусами во всем мире признано лучшей морской практикой для начинающих мореходов. Что для страны, пославшей свой парусник вокруг света, это демонстрация ее силы, экономической мощи и флага, столь необходимых в решении дипломатических и торговых вопросов. Что это связь с теми соотечественниками, кто по разным причинам находится за ее пределами. Не сразу смог я сформулировать для себя емкий и в то же время исчерпывающий ответ. Все встало на свои места, когда в далеком порту Сува на Фиджи мы встретили парусник индийских ВМС под командованием капитана 3-го ранга П. К. Гарга, трехмачтовый барк "Таранжини", который, как и "Надежда", совершал кругосветное плавание.

В буклете, посвященном этому плаванию, изданном в его начале и рассказывающем обо всем его маршруте, о предыстории идеи и осуществлении кругосветного плавания, я нашел такие слова: "Задача плавания барка "Таранжини" состоит не только в том, чтобы молодые офицеры и курсанты научились ходить под парусами. Главная задача - это развить в людях дух приключений, привить каждому такие качества, как навыки коллективного труда, постоянная готовность, гибкость мышления, физическая выносливость, качества лидера, и развить способность принятия и осуществления решений в трудных условиях плавания. Ознакомить и научить курсантов не бояться плавания в Мировом океане".

Почему же у нас порой возникают сомнения в необходимости подобных плаваний? Я, наверное, старомоден и испорчен в этом вопросе советским воспитанием, но слово "патриотизм" для меня не пустой звук, а учебный парусный корабль как раз и является одним из важных звеньев в воспитательном процессе будущих специалистов морского флота, патриотов своей Родины. Мы можем и должны гордиться тем, что страна способна послать парусный корабль в столь длительное и сложное плавание, которое прошло, что называется, "в штатном режиме". И во всех портах мира на бегин-рее развивался флаг Приморского края. После ремонта в Польше на верхнем фор-марселе мы несли герб России, а на крыле мостика гордо красовался уссурийский тигр, запечатленный на гербе Владивостока.

Все это лишний раз доказывало, что Приморский край и Владивосток вовсе не захолустье, а, хоть и далекая окраина России, все же один из главных форпостов мощной морской силы.

"Navigare necesse est, vivere non est necesse" ("Плыть по морю необходимо, жить нет необходимости") - это древнее латинское изречение еще долго будет будоражить воображение людей. Человека всегда будет тянуть за горизонт. И поэтому всегда кто-то будет уходить в далекое плавание. Корабли рождаются, чтобы ходить по морям, а парусники - чтобы из вчерашних мальчишек делать "морских волков". Поэтому это кругосветное плавание больше всего было нужно тем молодым парням, 189 курсантам и двум юнгам, которым предстояло входить в жизнь, тем более в морскую жизнь. Это плавание, я уверен, сделало их более крепкими, выносливыми, уверенными в себе, оставило неизгладимые впечатления на всю жизнь, воспоминания о которых будут согревать их души в самые суровые моменты.

Чтобы глаза мальчишек горели, чтобы они возвращались домой возмужавшими и окрепшими, чтобы любили, гордились своей страной, краем и городом, чтобы осознанно постигали премудрости своей профессии и никогда не жалели о своем выборе - это и есть то главное, ради чего и надо осуществлять подобные кругосветные плавания.

От редакции: посетить "Крузенштерн" все желающие смогут 31 марта, 1 и 3 апреля. Доступ будет открыт с 10 до 19 часов. Экскурсии для школьников проводятся по предварительной записи. Заказ можно сделать по телефону 26-56-62.

Navigāre necesse est, vivere non est necesse

Плыть необходимо, жить необходимости.

Плутарх сообщает ("Сравнительные жизнеописания", Помпей, гл. 50), что когда Помпей, получивший от сената чрезвычайные полномочия для доставки в Рим хлеба из Сардинии, Сицилии и Африки, готовился в обратный путь, разразилась буря, делавшая, плавание крайне опасным, Но Помпей без колебаний первым поднялся на корабль и с возгласом "Плыть необходимо, жить нет необходимости" отдал приказ к отплытию.

Navigare necesse est... Это латинское изречение, древняя матросская поговорка. "Плавать по морю необходимо..." Некогда море для человека было бесконечным, безбрежным, неясным и потому постоянно манящим - а что там дальше, за горизонтом? (Плавать по морю необходимо (Комсомольская правда, 7.III 1974). )

Он [ Ю. А. Гагарин ] - умел везде успевать. Знаменитая его улыбка не потускнела от времени, не превратилась только в защитное средство. Сверхчеловек? Нет, обычный человек из плоти и крови, но хорошей закваски был человек и очень крепкой закалки. Этим и дорог. Мечтал ли еще полететь? Мечтал. Говорил об этом не часто, но говорил. И были у него определенные планы... Таким людям надо бы отпускать по два века, а он прожил до обидного мало. До последней минуты жил по высокому счету. "Navigare necesse est - vivere non est necesse" - "Плавать по морю необходимо..." (Там же. )

"Жить не так уж необходимо, но необходимо плавать по морям". Давно родилась эта фраза. Веками на древней латыни повторяли ее люди. И каждый мореплаватель находил в этих мудрых словах свой смысл. Капитан дальнего плавания Октавиан Витольдович Анджеевский эту древнюю фразу услышал от отца в 15 лет, отправляясь в свое первое плавание. С тех пор прошло 45 лет. 45 лет водит Анджеевский суда по всему свету. (Плавать по морю необходимо... (Смена, 22.VI.1975 г.). )

Древние изречения иногда утрачивают принадлежность к определенному времени. Кажется, они звучали всегда одинаково. Хотя это, конечно, не так. Есть известная латинская формула: "Navigare necesse est" - "Плавать по морю необходимо". Прежде чем стать прописной истиной, она долго была выражением мужества, граничащего с дерзостью. (След человека (Правда, 1.I 1976). )


Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. - М.: Русский Язык . Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской . 1982 .

Смотреть что такое "Navigāre necesse est, vivere non est necesse" в других словарях:

    navigare necesse est, vivere non necesse - Latino: navigare è necessario, vivere non è necessario. Storica frase che Pompeo, secondo Plutarco (Vita di Pompeo, 50), avrebbe rivolto ai suoi marinai i quali, spaventati da un burrasca non volevano lasciare i porti africani per trasportare a… … Dizionario dei Modi di Dire per ogni occasione

    - (лат. плыть необходимо, жить нет необходимости) фразеологический оборот, употребляемый, когда речь идёт о необходимости мужественно идти вперёд, преодолевая трудности, о верности долгу перед людьми, государством и т.п. Согласно Плутарху (… … Википедия

    Navigare necesse est, vivĕre non est necesse - (lat.), »Schiffahrt zu treiben ist notwendig, zu leben ist nicht notwendig«, ein auf Plutarch (»Pompejus«, c. 50) zurückzuführen der Ausspruch, Inschrift am Portal des Hauses Seefahrt in Bremen … Meyers Großes Konversations-Lexikon

    Navigare necesse est, vivere non est necesse - Navigāre necesse est, vivĕre non est necesse (lat.), Schiffahrt zu treiben ist notwendig, zu leben ist nicht notwendig, Inschrift am Hause Seefahrt in Bremen … Kleines Konversations-Lexikon

    Navigare necesse est, vivere non (est) necesse - At sejle er nødvendigt, at leve er ikke nødvendigt … Danske encyklopædi

    Liste lateinischer Phrasen/N - Lateinische Phrasen A B C D E F G H I L M N O P Q R S T U V Inhaltsverzeichnis 1 … Deutsch Wikipedia

Ежели задать моряку (неважно — настоящему или бывшему) вопрос «а далеко ли твой корабль плавал?» — существует немалая вероятность того, что ответ будет следующим: «плавает г…, корабли — ходят!» (Другой вариант: «на каких судах ты плавал?» — «плавает г…, на судах — ходят!», или «… моряки ходят!»)

Так вот, те моряки, что чуток культурнее — обычно самое неприличное слово в сей фразе заменяют словосочетанием «муха в варенье». А от по-настоящему культурных моряков данную поговорку вообще вряд ли когда услышишь (но бывают ли такие?).

Изначально она, судя по всему — была придумана «старыми» матросами — с целью понтануться перед вновь прибывшими «душарами». На сушу просочилась, ясное дело — через уволенных в запас… А там уже стала распространяться как зараза — благодаря стабильному правилу «один дурак ляпнул — остальные подхватили».

Ну да ладно, чёрт с ним. Мореману виднее — что у него там в море плавает, а что — ходит. Но, весьма забавно то, что нынче не «плавают», а ХОДЯТ надувные резиновые лодки, байдарки, катамараны, плоты и прочие озёрно-речные корытца (к морю, кстати, не имеющие никакого отношения) вместе с их «капитанами» и плавсоставом (которые могли вообще в армии не служить, не говоря уже про флот). Никому из вышеуказанных лиц, видимо, не хочется ненароком оказаться тем самым отбросом жизнедеятельности, фигурирующим в морской поговорке.

Очевидно, что вся эта подмена понятий также делается с целью потешить своё самолюбие. Дескать — вон я какой бывалый, фактически — мореход. Правда, львиная доля таких «мореходов» море видала разве что с берега, или в лучшем случае — из пассажирского окна прогулочного катера. Посему, со стороны всё это «морехождение» выглядит как детский сад и банальное обезьянство, а с научной (психиатрической, ясное дело) точки зрения — как проявление некого комплекса неполноценности.

А вот согласно словарю русского языка — слово «плавать» по отношению к морякам и их кораблям (а стало быть — вообще к любым судам и плавсредствам) гораздо более применительно по смыслу и «литературности», нежели «ходить», коему отведено лишь профессионально-разговорное (именно морское!) применение.

Но и это ещё не всё. Оказывается — сам великий и могучий русский язык поставил здесь кому следует хорошую подножку. Из того же словаря выясняется, что в медицинском разговорном — слово «ходить» кроме своего основного значения так же подразумевает и (кхе-кхе) собственно биомеханический процесс, в результате которого появляется на свет субстанция, что в той крылатой фразе плавает.

У «плавать» и «ходить» существуют слова-синонимы, имеющие от них некоторое смысловое отличие. Это — «плыть» и «идти». Согласно словарю — «плавать» и «ходить» означают неоднократное перемещение без определённого направления (под «плавать», кстати, также не только перемещение понимается, но и просто нахождение в воде), а «плыть» и «идти» — однократное перемещение в определённом направлении.

Что забавно — и эти два слова вовлекли в тот же дурдом, что и «плавать» с «ходить», хотя в любимой мореманской поговорке они даже не используются. Более того — неприятная субстанция, упомянутая в ней, сама по себе — без приложения внешней силы — плыть физически неспособна. Но объясни это неграмотному люду. Остаётся лишь с иронией ответить — «ну стало быть я — г…!», и продолжать грести вёслами.