Что имеем не потерявши плачем. Что имеем - не храним, потерявши - плачем? С лёгкой руки поэтов

Что имеем, не храним, потерявши, плачем
Название одного из водевилей (1844) русского драматурга-водевилиста С. Соловьева.
Но выражение стало популярным, как афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Что имеем, не храним, потерявши, плачем

Афоризм из "Плодов раздумий" (1854) Козьмы Пруткова, повторившего название водевиля С. Соловьева (1844).

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Что имеем, не храним, потерявши, плачем" в других словарях:

    Что имѣемъ, не хранимъ; потерявши, плачемъ. Есть старый (отецъ), убилъ бы его; нѣтъ стараго купилъ бы его. «Цѣну вещи узнаешь, какъ потеряешь». Ср. Цѣну людямъ, истинно насъ любящимъ, мы, по большей части, узнаемъ въ то время, когда ихъ теряемъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Есть старый (отец), убил бы его; нет старого купил бы его. Цену вещи узнаешь, как потеряешь. Ср. Цену людям, истинно нас любящим, мы, по большей части, узнаем в то время, когда их теряем. Писемский. Тысяча душ. 2, 9. Ср. Eher schätzet man das… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Что имеем, не храним, потерявши, плачем - крыл. сл. Афоризм из «Плодов раздумий» (1854) Козьмы Пруткова, повторившего название водевиля С. Соловьева (1844) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Франц. слово Vaudeville происходит от слова vaux de Vire, т. е. долина г. Вира в Нормандии, место рождения народного поэта Оливье Басселена, который здесь впервые стал слагать юмористические песенки, названные водевирами, а позднее водевилями. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Коллективный псевдоним русских писателей: Алексея Константиновича Толстого и братьев Александра Михайловича, Алексея Михайловича и Владимира Михайловича Жемчужниковых Барометр в земледельческом хозяйстве может быть с большою выгодою заменен… … Сводная энциклопедия афоризмов

    В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия

    Список серий американского телевизионного сериала «Частная практика» в жанре медицинской драмы с Кейт Уолш в главной роли доктора Эддисон Форбс Монтгомери.Сериал вышел на экраны 26 сентября 2007 года и выходит по настоящее время. Сериал… … Википедия

    КАК ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ

    СЛОВНО ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ - кто быть; жить, чувствовать себя В полной безопасности, под покровительством,под надёжной защитой. Имеется в виду, что лицо (обычно женщина) или социальный коллектив (X) не имеет в жизни проблем и трудностей, поскольку всю заботу о ней (о нём)… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Камера хранения , Соколов Б.. Название книги отталкивается от известной поговорки: «Что имеем -не храним, потерявши - плачем». Чтобы не терять почвы под ногами и оставаться людьми, необходимо беречь от забвения богатство,…

Что имеем - не храним. Потерявши плачем.

Наверное больше всего в жизни человек боится потерь. И это при том, что теряем мы постоянно, всё и всегда. То есть почти всё. Не умеем ценить пока есть - и плачем, когда исчезает...

На самом деле ситуация парадоксальна. Часто мы боимся потерять то, что легко возместить. Не обращаем внимания, что при потере приобретаем совершенно бесценный опыт. А ещё мы совершенно не боимся потерять то, что возместить малореально - честь и честность, лицо и честное имя, характер, разум, память, здоровье... И ещё мы поистине никоим образом не боимся потерять самое ценное - ВРЕМЯ. А ведь теряя время мы, по сути, теряем своё будущее.

На самом деле корень вопроса не в том, что бы не бояться потерять, а в том, что бы быть благодарным за то, что мы имеем. Чем большее чувство благодарности (миру, небу, человеку, предмету) мы испытываем за то, что он есть у нас - тем бережнее и тщательнее мы будем хранить его. И тем легче будет нам отпустить его, когда придётся это сделать. Звучит парадоксом - но это так.

Так что эта древняя мудрость: "Что имеем - не храним. Потерявши плачем" - имеет колоссальный смысл. Воистину нужно немного перевернуть наш взгляд на эту проблему. Перестать трястись над тем, что второстепенно и научиться благодарить мир за то, что имеем. Кстати я даже могу назвать причины, по которым мы не ценим самое важное. Просто привыкли, что чем дороже - тем лучше. Надо это в себе убивать. Самые ценные вещи потому и бесценны, что за них не нужно платить. Но это же не значит, что нам не нужны воздух, тепло, свет, любовь...

Самое важное - бесценно. Но именно поэтому так трудно научиться его ценить. А между тем уже давно известна истина, что только будучи благодарным этому миру за то, что имеешь - не только не потеряешь это, но и двинешься выше. Если же этой благодарности в человеке нет - то мир и не даст ему больше, даже попробует отнять то, что есть. Раз благодарности нет - значит человеку не нужно - такова логика мира. Если разобраться мир всегда стремиться нам угодить - что бы мы отблагодарили его теплом и любовью, вероятно. Да только мы так плохо умеем понимать сами, что нам нужно!

Для примера вспомните двух каких-нибудь ваших знакомых людей. Один - тот, который вечно недоволен чем-либо. И второй, который доволен чем-то. У меня сразу есть два примера: один человек любит ловить рыбу - и всегда недоволен уловом. Как думаете - закономерно, что улов вечно мал? И второй пример - это парень, который искренне любит женское внимание. Он радуется женскому вниманию как ребёнок конфете - и оно всегда у него есть. Первому человеку из примера надо научиться проще относиться к улову и принимать что есть. Мир не применёт ответить успехом (может даже и через новые знания о рыбалке, а то ведь недовольный рыболов считает, что всё знает о ней). А второму... Ну для него тоже есть пара советов;)

Это вообще-то один из основных законов этого мира, если разобраться. Если ты любишь мир - он любит тебя. Если ты плюёшь в этот мир - он плюёт на тебя. И нельзя забывать, что мир-то гораздо больше, чем мы. И только нам самим решать - умыться нам любовью и счастьем или чем похуже)))

P.S. Тут есть маленький секрет. Кто-то может искать причины хронических неудач в частностях... Но частностей на хронические неудачи не хватает. Надо смотреть в корень. А корень как раз и есть - как мы видим наше дело, положительным или отрицательным.

P.P.S. Вообще это частный случай одного общего закона, благодаря которому мы получаем и имеем то, на чём сосредотачиваем больше эмоций. Об этом статья в разработке.

Искренне Ваш, (с) Ion Bohemos

Хорошо помню, как возвращаясь из Подолии, я увидел за вагонным окном обычные дачи. Но за 8 дней мой глаз привык к чуждым пейзажам, и дачи эти выглядели совершенно былинными. Почему? Они были ДЕРЕВЯННЫЕ.
Мы часто комплексуем, что в России мало средневековья. И что даже во Львове (не говоря уж о городах типа Праги) средневековых домов больше, чем во всей России от Балтики до Тихого океана.
И мы не понимаем, каким на самом деле обладаем богатством. Ведь в одном-единственном среднерусском селе, через которое мы проезжаем без остановок, деревянных домов может быть больше, чем в небольшой европейской стране!

Деревянное зодчество - это самое русское наследие.
Не только потому, что оно ни у кого не заимствованно, но и потому, что наиболее точно отражает нашу ментальность. И в том числе, пожалуй, самое худшее, что есть в русском менталитете: ЧТО ИМЕЕМ - НЕ ХРАНИМ, ПОТЕРЯВШИ - ПЛАЧЕМ .

Деревянное зодчество в России исчезает с огромной скоростью. ХХ век уничтожил не менее 90% деревянных храмов. Большое Бабло уничтожает деревянные застройки городов, а нищета - деревянные застройки селений. Главная проблема деревянного зодчества России именно в том, что оно "непрестижно". В понимании миллионов людей, в том числе и тех, кто решает судьбу городов, это не наследие, а трущобы.
Единственный способ спасти Деревянную Русь - это научиться ее ценить.

Я пишу об этом именно сейчас, потому что именно сейчас об этом написал kopanga . Его пост "СТРАНА БЕЗ ИСТОРИИ " повествует о том, что уже утрачено. А я сейчас дополню этот альбом подборкой кадров того, что еще можно спасти.

Красная Ляга (Каргопольский район Архангельской области), заброшенная церковь исчезнувшей деревни:

Большие Лядины (Каргопольский район Архангельской области), погост-"тройник" - зимняя церковь, колокольня, летняя церковь:

Архангело (Каргопольский район Архангельской области), деревянное небо в заброшенном храме:

Деревянные кварталы Вологды.

Вологда. Деревянное кружево.

Вырица (под Петербургом). Деревянные дачи эпохи модерна.

Русский север. Деревянные мостовые.

Русский Север. Деревянные набережные.

Рикасово (окрестности Архангельска) - две церкви:

Соловецкие острова. Часовня у Белого моря:

Кимжа. Село на Мезени:

Кимжа. Кресты в полях:

Кимжа. Самые северные мельницы Земли:

Мезень. Обыкновенная поморская изба:

Пинега. Панорама обычной деревни.

Кемь. Деревянный собор.

Солигалич. Деревянный город.

Солигалич (Костромская область). Деревянный рынок:

Злынка (Брянская область). Деревянное кружево:

Козьмодемьянск (Марий Эл). Деревянное кружево:

Астрахань. Деревянные татарские слободы:

Пермь. Избы рабочих.

Ижевск. Избы рабочих.

Пермский край. Деревянная мечеть.

Полевской (Свердловская область). Просто изба.

Нижняя Синячиха (Свердловская область). Изба 17 века:

Соликамск (Пермский край). Деревянный завод.

Екатеринбург. Избы на пути прогресса.

Тобольск. Подгора - деревянный город:

Сибирское село.

Томск. Деревянные кварталы.

И то, во что они превращаются...

А какова мораль всего этого?
Не стоит делать выводов, что нам уже нечего хранить, а мы уже всё потеряли. Когда Норвегия осознала, что деревянное зодчество - ценнейшее, что они создали, у них осталось всего 35 церквей. Из которых утрачены за 150 лет всего 2. У нас даже после катастрофических утрат ХХ века деревянных храмов не менее 1000 (их никто не считал, я видел цифры до 4000). Это не считая всего остального, в том числе деревянных городских и сельских застроек.
Ни одна страна мира не сравнится с Россией ДАЖЕ БЛИЗКО по масштабам деревянного наследия. И лучше начать его беречь раньше, чем когда у нас тоже останется 35 деревянных храмов.

Более того, многие погибшие шедевры были изучены и обмеряны. Их возможно вернуть, тем более многие деревянные памятники за свою историю неоднократно возрождались из пепла, в буквальном смысле слова. Была бы воля - можно подняться из пепла и саму Деревянную Русь.

Но чтобы беречь наследие, надо понимать как минимум то, что оно у нас есть.

Очень часто в речи встречается такое крылатое выражение: «Имея - не ценим, а потерявши, плачем». Многие даже считают, что это русская народная поговорка. Однако это не совсем верно. Ведь у фразы «Имея - не ценим, а потерявши, плачем» есть автор, давший ей жизнь.

Кто придумал эти крылатые слова

Некоторые люди считают, что придумал знаменитое выражение «Имея - не ценим, а потерявши - плачем» автор-современник, какой-то поэт, пожелавший остаться неизвестным. Собственно, этому способствует тот факт, что множество любителей побаловаться стихосложением вводят эти слова в свои произведения без ссылки на настоящего автора. Тем самым они вводят в заблуждение читателя, который приписывает эту мудрую мысль именно тому поэту, у которого он впервые столкнулся с ней.

Однако сначала фраза «Имея - не ценим, а потерявши, плачем» была использована драматургом-водевилистом С. Соловьёвым в 1844 году. Правда, звучала она немного иначе: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» и фигурировала как название одного нашумевшего в те годы спектакля.

Кто помог этим словам получить известность

Позднее, через десятилетие, уже в 1854 году, это выражение было использовано в сборнике «Плоды раздумья» Козьмой Прутковым. Следует уточнить, что на самом деле этого автора как такового не существовало. «Козьма Прутков» был псевдонимом, под которым работали братья Жемчужниковы и Владимир, а также поэт Алексей Толстой. Поэтому многие ошибаются, приписывая именно им слова «Имея - не ценим, а потерявши - плачем».

Кто сказал эту фразу первым, мы теперь знаем - Соловьёв в своём водевиле. Но стала знаменитой она благодаря соавторам «Плодов раздумья». Так что можно считать, что «родителей» у этой мудрости несколько.

Смысл слов «Имея - не ценим, а потерявши, плачем»

В этой фразе скрыт Сами слова можно отнести к любой стороне человеческой жизни. И главное в том, что люди не умеют ценить своё настоящее, всегда хотят большего, из-за чего и клянут то, чем владеют.

Говоря о том, что означает поговорка, можно вспомнить такую карикатуру. Человек жалуется на то, что у него немодные кроссовки. А мимо передвигается на инвалидном кресле человек, у которого и вовсе нет ног. То есть, имея ноги, мало кто задумывается о том, какое это великое счастье. А вот потеряв их, инвалид в полной мере понимает, насколько было здорово раньше жить, ходить, бегать, пусть даже и в немодной обуви.

Ставши богатым, человек частенько вспоминает голодные студенческие годы с благоговением. Да, когда-то ему было трудно, он даже, возможно, считал себя мучеником, ему хотелось большего. Но, получив всё, о чём мечталось, почему-то успешный бизнесмен грустит и плачет о тех годах, когда не было в достатке хлеба, но были дружба, преданность, любовь, молодость, здоровье.

Любите пока любится!

Применима эта крылатая фраза и к людским отношениям. Дети часто ругаются с родителями, не слушают их наставлений, обижают их своими грубыми словами. Многие считают себя глубоко несчастными из-за того, что им, по их мнению, достались не понимающие их «предки». Вырастая, дети понимают, что ближе родителей у них на всём свете никого нет. Только к тому времени мать с отцом уже становятся старенькими, больными, измученными из-за неурядиц в семьях, инициаторами которых и были как раз сами дети.

А иной раз почувствовать, как же трудно без матери или отца, как сильна их преданность и любовь, приходится уже в юношеском или даже детском возрасте. И тогда подростки тысячу раз проклянут себя за то, что не берегли тех отношений, которые им были даны природой, что не ценили доставшегося им счастья.

Сколько призывов беречь своих близких слышим мы от взрослых дочерей и сынов! Слышим, но всегда принимаем близко к сердцу. Родительскую преданность многие считают обязательной, принимают как данность, не ценят.

Не отрекаются любя!

Супруги, давно привыкшие друг к другу, перестают радоваться своим семейным отношениям. Уж сколько на эту тему написано дурацких анекдотов! Мужья своих жён называют кобрами и змеями, а те в ответ свои вторые половинки награждают не менее яркими эпитетами, называя их козлами, баранами и другими словами. Разговор идёт о самых обычных семейных парах, в которых нет особых проблем - только угасание страсти. И вроде бы разлука должна бы сделать их обоих счастливее, но - нет. Тут-то и понимают бывшие влюблённые, что потерять супруга или супругу равносильно духовной смерти.

То же касается друзей и влюблённых, которые думают, что всё происходящее сейчас - несерьёзно, не столь ценно. Поэтому между близкими людьми часто случаются размолвки, недопонимание. И только после разрыва люди начинают понимать, как важны для них были прежние связи. Но, к сожалению, не всегда есть возможность восстановить утраченные отношения.

С лёгкой руки поэтов

Стихи обладают такой особенностью - образно и кратко излагать суть размышлений о жизни. Поэтому часто в двух строках содержатся очень ёмкие мысли и выводы, к которым приходит думающий поэт. Так и появляются современные поговорки о жизни, которые входят в нашу речь.

«От себя убежать невозможно, как бы быстро ты ни бежал!»; «Смеяться вовсе не грешно над тем, что кажется смешно!»; «Стыдить глупца, шутить над дураком и спорить с женщиной одно и то же, что черпать воду решетом. От сих троих избавь нас Боже!»

Часто поговорками и пословицами становятся строки из басен. Именно они, являясь моралью этого короткого произведения, раскрывают многие аспекты человеческих страстей, недостатков, ошибок. В этом плане баснописцу Крылову, наверное, принадлежит пальма первенства.