Судоверфь большой камень. Верфь "Звезда": мифы и реальность

О строительстве в Большом Камне не имеющего аналогов в России судостроительного комплекса «Звезда» в последнее время ходит много мифов. Начиная от традиционных «все разворуют» и «ничего не получится» до «гробят людей» и «продали все китайцам». Проект суперверфи, старт которому был дан еще в бытность губернатором Сергея ДАРЬКИНА, неоднократно переформатировался, пока не получил нынешний статус судостроительного комплекса со 100% российскими инвестициями, пишет Деловая газета "Золотой Рог".

Строительство судостроительного комплекса (ССК) «Звезда» ведет консорциум «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка. Проект комплекса предполагает строительство тяжелого достроечного стапеля, сухого дока, производственных цехов полного цикла, а также цехов для строительства морской техники. Судостроительный комплекс будет выпускать крупнотоннажные суда, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники.

Ранее президент Владимир ПУТИН заявил, что заниматься загрузкой судостроительного комплекса должна не только «Роснефть», но и другие компании. «Это не задача только «Роснефти», это задача всей промышленности российской, судостроительной отрасли. Это вообще общегосударственная задача - развитие производственных мощностей, создание современных рабочих мест на Дальнем Востоке. Поэтому я прошу вас не воспринимать это как ведомственную или узкоотраслевую задачу, это наша с вами общая ответственность, и мы сейчас еще поговорим об этой ответственности», - заявил глава государства на ноябрьском совещании по вопросу стимулирования строительства судов и морской техники на ССК.

В середине марта премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал постановление о предоставлении субсидий организациям, взявшим кредиты на реализацию проекта в сфере судостроения с общей суммой инвестиций не менее 100 млрд рублей. Субсидии будут предоставляться организациям, привлекшим кредит после 1 января 2017 года, не имеющим задолженностей. Размер субсидии - две трети от затрат на уплату процентов по кредиту.

Под действие постановления попадает строящийся в Приморье судостроительный комплекс «Звезда» - суммарные инвестиции в создание комплекса оцениваются в 202,2 млрд рублей.

Субсидия будет предоставлена в рамках подпрограммы «Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли» госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы». В бюджете на эти цели на ближайшие три года предусмотрено 800 млн рублей.

Минпромторг РФ осенью прошлого года разработал правила субсидирования организаций, создающих судостроительные комплексы, для возмещения процентов по кредитам. Правила были разработаны для того, чтобы РФ не вносила в уставный капитал АО «Дальневосточный завод «Звезда» (ДВЗ «Звезда», на его базе создается судостроительный комплекс «Звезда») 8 млрд рублей в качестве возмещения процентов по кредиту на строящийся комплекс, а выплатила субсидию, причем в размере только 6 млрд рублей.

АО «ДВЗ «Звезда» финансировало проект самостоятельно до 1 июля 2013 года. В проект было вложено более 7 млрд рублей, затем у завода закончились средства. Для дальнейшего финансирования проекта Газпромбанк предоставил ДВЗ «Звезда» кредитную линию в размере 12,35 млрд рублей сроком до 1 мая 2017 года. Завод с июля 2013 года по апрель 2017 года из собственных средств оплатил проценты по кредиту на сумму 5,992 млрд рублей. В связи с этим Минпромторг предложил в 2018-2022 годах выплатить заводу именно эту сумму, распределив средства по годам в соответствии с размером выплат процентов в 2013-2017 годах.

О текущем состоянии проекта в ходе выездного заседания Клуба главных редакторов Приморского отделения Союза журналистов России (СЖР) рассказал генеральный директор АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС) Юрий ФИЛЬЧЁНОК.

Мы находимся в самом начале пути. Тем не менее, производство уже работает. Есть блок корпусных производств, здесь изготавливаются конструкции. В покрасочных камерах они будут краситься и на транспортерах будут попадать на тяжелый стапель, чтобы сформироваться в корпус судна. Уже есть первые четыре блока, из которых будет формироваться корпус будущего судна. Сейчас идет строительство первой расширенной очереди ССК «Звезда», в результате чего появится плавучий док, с которого будут спускаться суда на воду. Что касается военного судоремонтного завода (ДВЗ «Звезда» - Прим. авт.), то он работает и получит свое дальнейшее развитие.

По факту уже строится и вторая очередь, фактически это еще один судостроительный завод. Береговая линия - немалую часть бухты мы засыплем и сформируем искусственные земельные участки. Будет учебный центр, он уже спроектирован. В городе будет построено 6 микрорайонов на 7,5 тыс. квартир. Первый микрорайон уже строится, первые два жилых дома уже сданы.

Проект очень сложный, потому что верфь в том понимании, классическом, она есть. Но в связи с тем, что ни на юге Приморья, ни в целом на российском Дальнем Востоке практически нет действующих производств по изготовлению судового оборудования, мы все это будем формировать здесь сами. Поэтому город Большой Камень, будучи ЗАТО до 2015 года, сегодня получил территорию опережающего развития (ТОР) «Большой Камень», основная специализация которой - судостроение.

Минвосторазвития уже принимает заявки от различных юрлиц по размещению судостроительных производств в нашем городе. Резидентов там более 10, каждый из них пользуется очень серьезными льготами, как по части финансов, так и по части инфраструктуры. Если сам проект недавно оценивался в 140 млрд рублей, то сейчас по мере того, как мы добавляем сюда другие объекты, уже звучит цифра 200 млрд рублей. Но и этим дело не ограничится. Правда, нельзя говорить, что проект дорожает: он расширяется. Удорожание тоже имеет место быть, и связано в основном с инфляцией. Но пока мы находимся в рамках тех расценок, которые утверждены по нашему проекту.

Производственная программа нашего завода должна быть сформирована до 2035 года. Эти решения были приняты в сентябре прошлого года. По нашим оценкам, линейка должна составлять 178 океанских судов. Мы уже имеем заказы на 115 судов. И ССК «Звезда», и ДЦСС ведут активные переговоры практически со всеми судовладельцами РФ, крупными нефтегазовыми компаниями, и нашим основным заказчиком - министерством обороны. Для ВМФ России, помимо боевых кораблей, нужно громадное количество судов обеспечения. С каждым из этих ведомств переговоры ведутся, контракты готовятся. Ближайший контракт на строительство ледоколов с Росморпортом планируем подписать на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) в мае. Мы (ДЦСС - Прим. авт.) смотрим на загрузку этого завода с очень серьезным оптимизмом. Кроме того, обсуждается рабочая версия законопроекта, чтобы по Северному морскому пути ходили суда только российской постройки, это закон, который лоббируется судостроителями России. Проект ждет большое будущее.

- В чем сегодня заключается основная трудность при его реализации?

В том, что мы начинали строить верфь, а теперь стоит задача построить кластер. Это большое количество предприятий. Этот процесс сейчас идет.

- Будет ли создана возможность для строительства на верфи судов для рыбной отрасли?

Специализация верфи - это крупнотоннажное судостроение. Разговоров о строительстве сейнеров и средних траулеров мы вообще не ведем. И даже не участвуем в таких переговорах. Если речь идет о БМРТ и БАТМ, то мы участвовали в ряде тендеров, которые проводились рыбопромысловыми компаниями и российскими рыбными холдингами в преддверии квот. Один тендер мы проиграли - «Русская рыбопромышленная компания» проводила тендер на строительство шести БМРТ норвежского проекта. Они будут строиться в Санкт-Петербурге. Рынок есть рынок. И мы в этом случае понимаем заказчика - у него головное судно строится в Норвегии, все поставщики находятся там же.

Досье "Золотого Рога": Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в марте согласовала продажу доли Максима ВОРОБЬЕВА в ООО «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК). В решении антимонопольного ведомства сообщается, что ФАС дала согласие на приобретение 44,7% долей в уставном капитале ООО «РРПК», что в совокупности с имеющимися долями составит 89,95%. До сделки 44,7% долей компании принадлежало Максиму Воробьеву, 45,25% - Глебу ФРАНКУ. Закрытие сделки ожидается после получения одобрения Федеральной антимонопольной службы. В периметр сделки также войдут доли в других юридических лицах группы РРПК.

На «Янтаре» (речь идет о АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», входящем в Объединенную судостроительную корпорацию, - Прим. авт.) строится несколько судов. И в целом мы знаем, что наши коллеги как по Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), так и частные заводы, они очень активно готовятся к строительству судов. В том числе и на Дальнем Востоке. Но в основном это суда размером менее 60 метров. А это не наша специализация.

Мы, со своей стороны, будем очень активно участвовать во всех тендерах и конкурсах, которые касаются строительства судов 80 метров и выше. Но пока из тендеров и конкурсов, которые были объявлены, нет ни одного. Но переговоры мы такие ведем.

В производственной программе мы на 75% уже заполнены. И дальше уже будем смотреть, есть ли у нас свободные производственные мощности на какие-то периоды времени. Дорожка, на которой мы можем строить такие суда на ближайшие три года, заполнена.

- Сколько может стоить одно судно?

Современное высокотехнологичное судно среднего ледового класса длиной 100 метров стоит 100 млн евро. БАТМ и БМРТ тоже стоят примерно столько же. Поэтому рыбакам сконцентрировать такие большие деньги тоже сложно. А дальше цена зависит от насыщенности этого судна оборудованием. Линейные ледоколы, которые заказываются Министерством транспорта, стоят еще больше.

- А как развивается танкерное направление?

Сотрудничество с «Совкомфлотом» у нас непрерывное. Они в свое время построили целую серию танкеров в Санкт-Петербурге. По нашим контрактам речь идет о строительстве афрамаксов (тип судов, прежде всего, танкеров, - Прим. авт.), а также о танкерах меньшего размера для перевозки жидких грузов и природного газа. Постоянно ведем серьезные технические консультации там, где «Совкомфлот» планирует участвовать как судоходная компания в тендерах. Мы выйдем на заключение серьезных договоров с «Совкомфлотом», потому что верфь уже фактически начала работать, у «Совкомфлота» есть реальное желание и необходимость в обновлении флота, который они эксплуатируют.

Досье "Золотого Рога": ПАО «Совкомфлот» - крупнейшая российская судоходная группа, специализирующаяся на перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа; один из крупнейших в мире операторов танкерного флота. 100% акций компании принадлежит государству. Вогзглавялет ПАО «Совкомфлот» Сергей ФРАНК, бывший заместитель гендиректора по экономике Дальневосточного морского пароходства и министр транспорта РФ.

- Одним из ключевых элементов инфраструктуры ССК является обеспечение жильем. Как продвигается стройка?

Что касается ведомственного жилья, в целом мы должны построить шесть микрорайонов. На все шесть микрорайонов администрацией г.Большой Камень выделены земельные участки, они согласованы с Минвостокразвития. По большинству участков уже составлены проекты планировки территории. Минвостокразвития через АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ) обеспечивает за государственные деньги подведение к этим микрорайонам сетей. По всем этим микрорайонам существует график строительства. Его контролируют вице-премьер Юрий ТРУТНЕВ и компания «Роснефть». По первым трем микрорайонам уже разыграны конкурсные процедуры. Определены строительные подрядчики, к сожалению, не из Приморского края. В регионе не нашлось сильных компаний, потому что строить нужно большие микрорайоны на 2,5 тыс. квартир. Уже получены порубочные билеты, со следующей недели начинаем вырубку насаждений и заходит подрядчик.

По всем микрорайонам земли переданы в аренду на ССК «Звезда». Очень серьезная подготовка была проведена в 2017 году. В этом году начнется фаза активного строительства еще трех микрорайонов. Это одновременно компетенции ССК «Звезда», который является заказчиком, и работа Минвостокразвития по проектированию и строительству сетей. К новым микрорайонам будет подведено все, включая дороги. Это будет ведомственное служебное жилье. Но в городе достаточно свободных участков, чтобы частные компании также строили жилье.

- Как проект может изменить Большой Камень?

Город ЗАТО Большой Камень достаточно долго занимался утилизацией атомных подводных лодок на деньги зарубежных заказчиков. В 2012-2013 годах решили поменять тренд на развитие здесь судостроения, а не резки. Теперь перед нами cтоит задача организовать здесь судостроение. Численность персонала на заводе «Звезда» мы в последние годы только увеличивали. Сокращений там фактически не было.

Что касается инфраструктуры города. Когда проанализировали ее состояние, то выяснилось, что сети были сданы в долгосрочную аренду частным компаниям. Котельная, к примеру, сегодня находится в диком состоянии, ни рубля не вложено в ее модернизацию. Ни рубля не вложено в городской водопровод, городские тепловые сети. Это исправляется сейчас. Дорогу сейчас ремонтируют, два или три конкурса выиграли местные строительные компании. Улицу вокруг Шестого микрорайона строят. Позиция части городских депутатов связана с тем, что они участвовали в распределении городского бюджета. Теперь не участвуют.

Три миллиарда рублей надо было осваивать на модернизацию сетей. А деньги давать некому. Но постепенно все выстраивается. Сейчас у нас с думой и администрацией города сотрудничество налажено. И оно реально будет давать результаты. Мы понимаем, что должны быть одной командой.

- А частный инвестор уже заходит?

На самом деле у нас стратегия иная. Мы хотим построить верфь мирового уровня. Привлекаем лидеров в этой области. А это иностранные компании. Крупнейшие конструкторские бюро Санкт-Петербурга, они уже работают. И лидеров шаг за шагом мы сюда затянем. В первую очередь это касается таких направлений, как сварочные материалы, лаки и краски. Что касается судового оборудования - у нас очень активно идут переговоры с Российским арматурным холдингом. Они уже освоили ряд арматуры для океанских судов. Мы же такие суда очень долго не делали, со времен танкера «Крым», почти 30 лет. Арматурный холдинг имеет прямое отношение к заводу «Аскольд».

Сейчас мы подыскиваем партнера по судовой обстройке. Панели судовые, потолки, полы - все это раньше было в Приморье, Комсомольске-на-Амуре, но все утеряно. На заводе «Звезда» был когда-то цех, который выпускал мебель. Мы (ДЦСС - Прим. авт.), когда сдаем корабль, там есть все, вплоть до наволочек, посуды и подушек. Сейчас мы на Дальзаводе сдаем танкер «Роснефть-Приморье», недавно сдали «Роснефть-Сахалин». Там службы снабжения Дальзавода все это комплектуют.

В рамках Морского совета при губернаторе Приморского края сформирована секция судостроения и судоремонта. Главная задача - это привлечение приморских предприятий в кластере который формируется в Большом Камне. В общей сложности у нас в эту секцию вошло 16 предприятий. Все, кто имеет отношение. Даже привлекли Юрия Петровича ДЕНИСЕНКО с его авиазаводом «Прогресс». У них есть вертолет корабельного базирования.

Союз машиностроителей Приморья также привлечен. Каждый из заводов сейчас формирует программу работы нашей секции, 18 апреля будет проводить заседание с участием всех заводов. Тема - участие приморских предприятий в кластере судостроения. «Восточная верфь» будет готовить предложения по возобновлению прибрежного пассажирского сообщения.

Предприятия приборостроительного блока, у них всегда была судовая направленность - это «Дальприбор», «Изумруд», «Варяг», «Эра», «Аскольд» и «Радиоприбор». Все судоремонтные заводы нашего края - Славянский, Ливадийский, Находкинский, Приморский, заводы Владивостока - они будут готовить свои предложения как по участию в программе большого судостроения, так и по программе строительства среднего и малотоннажного флота.

Работа морского совета - это очень серьезная задача. И здесь нужно искать партнеров среди мировых лидеров. Начинку любого парохода определяет заказчик, ему необходимо только самое современное оборудование, и он не будет ждать, пока предприятия Приморского края освоят выпуск такого оборудования. И решать эту задачу нужно только методами локализации. Мы предлагаем приморским заводам взять на себя локализацию части судового оборудования. Такие предложения есть.

Мы не собираемся конкурировать с верфями Китая и Кореи. Те ниши, которые сейчас занимают китайцы, зачем туда лезть? Но БАТМы И БМРТ там не строят, их строят в Норвегии. И наш опыт показал, что со скандинавами мы вполне можем конкурировать. Если говорить про суда, которые используются для перевозки навалочных и наливных грузов, у нас достаточно заказов от нефтегазовых компаний на суда высокого ледового класса. Нужно взять то, к чему ты способен.

Досье "Золотого Рога": ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» зарегистрировано в декабре 2015 года в г.Большой Камень по адресу ул. Степана Лебедева, 1 (тот же адрес регистрации у АО «Дальневосточный завод «Звезда»). Уставный капитал ООО на данный момент составляет 13,001 млрд рублей. Учредителями компании выступают АО «Современные технологии судостроения» (Москва), владеющее 99,90% капитала, и АО «Дальневосточный завод «Звезда» (0,01%). Гендиректор ООО - Сергей ЦЕЛУЙКО. ООО «ССК» «Звезда» в марте 2016 года стало резидентом территории опережающего развития (ТОР) «Большой Камень» в Приморье. Сумма первоначально заявленных инвестиций - 92 млрд рублей.

Дальневосточный завод «Звезда» - ведущее предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота и единственное на Дальнем Востоке специализирующееся на ремонте, переоборудованию и модернизации кораблей атомных подводных ракетоносцев.

Завод "Звезда" - сложный, хорошо оснащенный комплекс, обладающий высоким техническим и производственным потенциалом, который позволяет качественно и своевременно выполнять работы по всем основным направлениям деятельности предприятия. Завод имеет развитые корпусное, сварочное, малярно-изоляционное, машиностроительное, литейное, кузнечное, трубообрабатывающее, гальваническое производства.

В состав завод входят цехи основного производства: доково-корпусный, корпусодостроечный, цех агрегатного ремонта судового оборудования, механический, монтажно-сдаточный, цех покрытий и деревообработки, трубомедницкий и цех обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, а также центральная заводская лаборатория, энерголаборатория и лаборатория сварки, аттестованные, аккредитованные и лицензированные органами Госстандарта России, Госгортехнадзора РФ, Российского Морского Регистра Судоходства и Госатомнадзора России.

Завод имеет развитое складское хозяйство, включающее как открытые, так и закрытые складские площади, и оборудованные всей необходимой погрузочно-разгрузочной техникой (краны, лифты, электро- и автопогрузчики, электрокары и штабелеры), а также комплекс вспомогательных цехов (инструментальный, ремонтно-механический, электроремонтный, котельный, энергетический, транспортный, ремонтно-строительный), который обеспечивает обслуживание основного производства и снабжение всеми необходимыми видами энергии.

На заводе работает высококвалифицированный профессиональный коллектив, насчитывающий сегодня около четырех тысяч человек. Накопленный богатый опыт и применение передовых технологий позволяют ДВЗ "Звезда" использовать технологические возможности и развитую инфраструктуру вспомогательных производств для успешного выполнения ремонта кораблей и судов, строительства гражданских судов, утилизации отслуживших свой срок кораблей и судов, изготовления различных видов металлоконструкций, разнообразной продукции, как судового, так и общего машиностроения, нестандартного оборудования, оснастки и инструмента.

История завода

Завод и люди

Завод № 892

9 июля 1946 года Министерство судостроительной промышленности Советского Союза приняло решение о возведении завода номер 892, предназначенного для ремонта кораблей и судов Дальневосточного региона. В Приморье направилась экспедиция Ленинградского ГСПИ - определить место и начать исследовательские работы. Этим местом стала бухта Большой Камень и прилегающая к ней территория. Правда, она оказалась неудобной из-за небольшой глубины. Несколько лет велись работы по отсыпке грунта. На отвоеванной у моря территории строились производственные здания. Параллельно работали над углублением дна. Уполномоченным по строительству был назначен Феодосий Максимович Русецкий .

В ноябре 1954 года директором нового завода назначен Степан Иванович Лебедев . Опытный производственник, умелый организатор, он был требовательным и принципиальным человеком. Феодосий Максимович Русецкий занял должность заместителя завода по капитальному строительству, на которой проработал более 15 лет.
3 декабря 54-го года предприятие приступило к выполнению производственной программы. Этот день и считается днем рождения завода. Начали с ремонта мелких судов: катеров, ботов, зверобойных шхун, средних рыболовных траулеров.

Первым производственным подразделением стал цех № 15, который располагался в нынешнем блоке вспомогательных цехов. Налаживать работу цеха выпало Ивану Ивановичу Хахулину . Тогда здесь трудилось около 400 человек самых разных специальностей. С ростом объемов производства завод ежегодно вводил новые корпуса, и из 15-го цеха выделялись отдельные подразделения.

Когда усталая подлодка...

В конце 50-х годов завод приступил к ремонту дизель-электрических подводных лодок и надводных кораблей Тихоокеанского флота. С этого времени главной задачей предприятия на многие годы становится поддержание обороноспособности страны.

В ноябре 1957 года прибыла на ремонт первая лодка. Руководил ремонтом строитель Александр Иванович Казанцев . В то время крупные заказы приходилось ремонтировать на плаву, у завода не было докового оборудования. Небольшие гражданские суда вытаскивали на открытые стапеля по слипу при помощи бульдозера или лебедок. На дизельных субмаринах подводные работы проводили кессонным способом, что было связано с определенным риском. В 63-м году была введена в строй док-камера, и процесс ремонта пошел быстрее.

12 мая 1962 года на завод прибыла первая атомная субмарина. Главный вопрос, с которого начали, - специализация цехов и отделов. Создали трубомедницкий цех № 19 (на одной АПЛ длина всех труб составляет порядка 24 километров). Был введен в строй монтажный цех № 16. А с выделением из его состава отдельного производства - цеха № 11, осуществилась давняя мечта всех судоремонтников: организация агрегатного ремонта. Были созданы специализированные производственные участки, оснащенные стендами, которые позволяли проводить наладку и испытания всех механизмов АПЛ. Много сил, энергии, а порой обыкновенной смекалки вложил в создание этого цеха его первый начальник Алексей Елизарович Коростелов .

Одним из важных аспектов судоремонта является проведение точных измерений во время производственного процесса. Поэтому на "Звезде" была создана центральная заводская лаборатория. В 1967 году начальником ЦЗЛ был назначен Григорий Романович Павленко . ЦЗЛ состоит из нескольких специализированных лабораторий. Аппаратура здесь используется самая точная и совершенная. Все лаборатории прошли аттестацию, аккредитацию и лицензирование в надзорных органах России.

Для обеспечения подразделений завода конструкторской документацией и решения технических вопросов был организован конструкторский отдел № 40. Дольше всех отделом руководил Иосиф Берович Ландо: с 1976 по 2003 год.

Восходящая звезда судоремонта

Потребность Тихоокеанского флота в ремонте АПЛ возрастала из года в год, и завод был призван играть в этом главную роль. В 1964 году директором завода был назначен Владимир Иванович Кушлин , а через два года главным инженером стал Вениамин Павлович Долгов. До этого оба они были работниками Комсомольского судостроительного завода, хорошо знали организацию и технологию судостроения, принимали непосредственное участие в строительстве атомных подводных лодок.

Вскоре завод получил имя. Во время очередного визита министр судостроительной промышленности СССР Борис Евстафьевич Бутома назвал завод восходящей звездой судоремонта. С его легкой руки в 1968 году Дальневосточный судоремзавод был официально переименован в Дальневосточный завод "Звезда".
На заводе занялись внедрением автоматической системы управления производством. В декабре 1972 года на "Звезде" появилась первая ЭВМ отечественного производства "Минск-32".

Шагая в ногу со временем, завод осваивал производство товаров народного потребления. При этом такая продукция, как кухонный гарнитур и мягкая мебель, получила всеобщее признание и пользуются большим спросом: оригинальный дизайн, фирменное исполнение, мебель стандартная и под заказ. В настоящее время производством товаров народного потребления занимается цех 17.

Глаза боятся, а руки делают

В 1976 году из корпусного 12-го цеха был выделен доково-стапельный цех № 10, который стал выполнять операции по подъему и спуску заказов на воду. В том же году было построено уникальное техническое сооружение - первый эллинг. Это здание давало возможность поставить на крытое стапельное место подводную лодку и надводные суда, что позволило проводить ремонт круглогодично, невзирая на погоду. Спустя пять лет был построен второй эллинг, больший по габаритам. В эллингах предусмотрены все системы, необходимые для осуществления ремонта и модернизации кораблей. В 1980 году в строй вступил построенный в Херсоне плавдок "Паллада". Одновременно был построен передаточный стапель и трансбордер, что в совокупности составляет уникальный судоподъемный комплекс, позволяющий поднимать и перемещать суда с доковым весом до 13500 тонн.

1978 год, по сути, стал первым серьезным экзаменом технической и организационной готовности завода к выполнению его главной задачи - серийному ремонту атомных подводных лодок.

Что нам стоит город построить

Значительным событием в жизни города было строительство и ввод в эксплуатацию центральной заводской котельной. Сложная ситуация складывалась с теплоснабжением завода и обеспечением его производственных нужд. Завод обеспечивался паром и горячей водой от временной котельной. А "обогревателем" служил старый паровоз, списанный по причине своей древности. В конце 60-х ответственность за теплоснабжение поселка возложили на энерго-механический отдел и энергетический цех завода. Строительство и ввод в эксплуатацию центральной заводской котельной позволил наладить бесперебойное отопление поселка и завода.

Строился завод, строился и рабочий поселок. В семидесятых годах был построен Дворец спорта с плавательным бассейном. Здесь работало около двух десятков различных секций, регулярно проводились летние и зимние спартакиады. Заводской Дворец культуры принимал взрослых и детей. Творческие коллективы выступали в цехах, на агитплощадках, в селах, войсковых частях.

Были построены заводская и городская поликлиники со стационарами, детская поликлиника, детский пионерлагерь, санаторий-профилакторий, школы, детские сады и целые жилые микрорайоны. Все работы велись под патронажем заводского отдела капитального строительства и требовали инженерной проработки, глубоких знаний и большой самоотдачи коллектива. В 1989 году рабочий поселок Большой Камень приобретает статус города.

Эпоха Маслакова

В 1991 году директором завода "Звезда" был назначен Валерий Александрович Маслаков . Нелегкая судьба выпала Валерию Александровичу - руководить заводом в годы, ставшие тяжелейшими в истории завода и города. В стране - полный развал промышленности, обороны и экономики. С началом перестройки в рамках проводимой конверсии завод все больше лишался оборонного заказа и, как следствие, начались длительные задержки выплаты заработной платы. Ситуация накалилась до предела.
Но Валерий Александрович старался сохранить завод. Сегодня, вспоминая Маслакова, многие сходятся во мнении, что благодаря его настойчивости, веры в будущее "Звезды", умению решать вопросы на самых высоких уровнях, завод выжил и сохранил статус государственного предприятия.

В это сложное время "Звезде" удалось выстоять лишь благодаря непрерывным поискам заказов от сторонних организаций. Огромную роль здесь сыграло то, что в 1993 году министерство обороны США и комитет оборонной промышленности России подписали соглашение о сотрудничестве в области сокращения стратегических наступательных вооружений. Завод "Звезда" получил заказ на утилизацию стратегических подводных лодок, выведенных из состава ВМФ России.

В рамках заключенных контрактов США поставили на завод различное оборудование, а также профинансировали ремонт существующих и строительство новых объектов. Сегодня на "Звезде" создан современный универсальный комплекс по утилизации атомных подводных лодок. За годы его существования утилизировано более 40-ка АПЛ.

Чистое Японское море

К 90-м годам на Дальнем Востоке России было накоплено много радиоактивных отходов, образовавшихся в результате эксплуатации и утилизации атомных подводных лодок. Их сбор на заводе "Звезда" производился специальным танкером ТНТ-5, который находился в крайне плохом техническом состоянии и не обеспечивал безопасное хранение ЖРО.

Было принято решение о размещении в акватории завода плавучего комплекса по переработке жидких радиоактивных отходов. Финансирование этого проекта взяло на себя правительство Японии. Комплекс был введен в эксплуатацию в 2000 году. Это позволило предотвратить сброс жидких радиоактивных отходов в Японское море и способствовало улучшению экологической ситуации на юге Дальнего Востока. Качество очищенной воды, которая образуется в результате очистки ЖРО, соответствует требованиям нормативов для сброса в рыбохозяйственные водоемы.

Однако этим сотрудничество с правительством Японии не ограничилось. Главной темой российско-японских переговоров стала необходимость проведения работ по утилизации снятых с вооружения многоцелевых АПЛ первого поколения. Таких лодок в Дальневосточном регионе более сорока, некоторые уже не держатся на плаву. В качестве пилотного проекта Япония профинансировала демонтаж лодки класса "Виктор-III". Программа российско-японского сотрудничества была названа "Звездой надежды".

Работы по утилизации сдерживались отсутствием технических средств для выгрузки отработавшего ядерного топлива из реакторов лодок. Постепенно, шаг за шагом, на заводе начали модернизировать объекты, участвующие в утилизации АПЛ. Это, опять-таки, оказалось возможным благодаря активной финансовой помощи Агентства по уменьшению угрозы Министерства обороны США.

В 2003 году ввели в эксплуатацию береговой комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива из реакторов АПЛ. Этот комплекс в своем роде уникален - таких в мире единицы. Он отвечает всем международным и российским требованиям в области ядерной, радиационной и экологической безопасности.

На круги своя

Параллельно с работами по утилизации, завод "Звезда" перестраивается на выпуск гражданской продукции. Возобновлен ремонт гражданского флота, освоено новое судостроение. Но основным видом деятельности для "Звезды" остается ремонт кораблей ВМФ. В 2003 году, после длительного перерыва в сдаче военных заказов, Тихоокеанскому флоту был сдан 397-й заказ "Георгий Победоносец". В 2001 завод принял в ремонт многоцелевую АПЛ третьего поколения "Иркутск". В августе 2008 была сдана заказчику АПЛ третьего поколения - «Омск», прошедшая на заводе ремонт по восстановлению технической готовности.

С 2001 по 2007 год завод возглавлял Юрий Петрович Шульган. Он начинал трудовую деятельность на заводе "Звезда" в 1976 году после окончания с отличаем Дальневосточного политехнического института и прошел на предприятии все ступени профессионального роста.
С декабря 2008 года завод возглавляет Андрей Юрьевич Рассомахин. Руководитель нового поколения: молодой, энергичный, современный. Он только пишет свою историю в истории «Звезды».

6 ноября 2008 года предприятие поменяло статус и стало акционерным обществом, где 100% акций принадлежат государству. ОАО ДВЗ «Звезда» вошло в состав Дальневосточного Центра судостроения и судоремонта.

3 декабря 2009 года заводу "Звезда" исполнится 55 лет. Для человека - золотой возраст мудрости. Для такого огромного предприятия - только юность. Перспективный, устремленный к развитию Дальневосточный завод "Звезда" уверенно заявляет о себе, как о предприятии смелых идей и больших возможностей.

Развитие судостроения имеет для нас принципиальное значение: это база для решения оборонных и социально-экономических задач, это спрос на квалифицированные кадры и научные разработки, это дополнительные заказы для российской металлургической промышленности, машиностроения, других секторов промышленности, это мощный ресурс для развития целых регионов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В.В. Путин

На территории судоремонтного завода «Звезда» и прилегающих площадках в бухте Большой Камень ведется строительство современной верфи «СК «Звезда». Новая верфь будет строить суда любой сложности, характеристик и назначений, в том числе ранее не выпускаемых в России по причине существующих ограничений спусковых и гидротехнических сооружений.

Первая очередь строительства верфи включает в себя блок корпусных производств и окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с передаточным доком для строительства судов и морской техники и цеха насыщения. Срок ввода всех объектов первой очереди – 2020 г. Блок корпусных производств и окрасочные камеры сданы в эксплуатацию в 2016 г. В августе 2017 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию открытого достроечного стапеля.


По мере ввода в эксплуатацию очередей появится возможность строить более сложную морскую технику с большим водоизмещением.

Для реализации таких масштабных задач потребуется привлечение высококвалифицированных кадров рабочих и инженерных специальностей и формирование системы подготовки и удержания персонала. После ввода в эксплуатацию на верфи будет работать около 7 500 человек.

Стратегические цели проекта:

  • обеспечение национальной безопасности и государственных интересов в области реализации Морской доктрины Российской Федерации
  • обеспечение полноценного участия российской промышленности в реализации проектов на континентальном шельфе России
  • повышение конкурентоспособности и бюджетной эффективности судостроительной отрасли Российской Федерации
  • обеспечение экономических интересов Российской Федерации посредством создания современного флота

Этапы реализации проекта:

  • I очередь. Блок корпусных производств и окрасочные камеры с открытым тяжелым стапелем и передаточным доком для строительства среднетоннажных судов и морской техники
  • II очередь. Сухой док, достроечные цеха и набережные

Основные участники проекта:

Куратор проекта: ПАО «НК «Роснефть»
Оператор проекта: АО «ДЦСС»
Генеральный проектировщик: ООО ДПИ «Востокпроектверфь»
Технологические консультанты: IMG (Германия), DSME (Южная Корея), ЦКБ «Лазурит»
Иностранные партнеры: Hyundai Heavy Industries Co., Ltd. (Южная Корея), Damen (Нидерланды), Samsung Heavy Industries Co. Ltd.

Ключевые фигуры

Фильчёнок Юрий Анатольевич

Отрасль

Судостроение

Операционная прибыль

▲ 603 290 тыс. руб (2014)

Чистая прибыль

▲ 72 412 тыс. руб (2014)

Материнская компания

78,73 % - ОАО «ДЦСС», 21,27 % - Федеральное агентство по управлению госимуществом

Сайт

6 ноября 2008 года предприятие было преобразовано в АО, где 100 % акций принадлежат государству.

Современное состояние

Ныне «Звезда» одна из ведущих российских судоверфей, специализирующаяся на ремонте и переоборудовании подводных лодок, включая атомные 3 поколения, надводных кораблей и судов любого класса и назначения (как гражданских, так и военных). Технические возможности завода позволяют изготавливать и спускать на воду плавучие сооружения доковым весом до 13500 т. Помимо судостроения и судоремонта ОАО «Звезда» в XXI веке специализируется на утилизации подводных лодок, включая извлечение отработанного ядерного топлива, производит машиностроительную продукцию, выполняет ремонт различного топливно-энергетического и судостроительного оборудования, занимается переработкой металлолома.

Участие в международных проектах

С ноября 2007 года ОАО ДВЗ «Звезда» сотрудничает с Министерством иностранных дел и Министерством торговли Канады в вопросах утилизации атомных подводных лодок на российском Дальнем Востоке.

Также на территории завода осуществляется глобальный проект строительства суперверфи «Звезда-DSME», изначальными учредителями которой были - дочернее предприятие ОАО "Объединённая судостроительная корпорация ", и корейская кораблестроительная компания (DSME) - подразделение финансово-промышленной группы Daewoo , являющаяся одним из ведущих мировых концернов в этой отрасли. Генеральным проектировщиком является ОАО «», техническим консультантом выступает немецкая компания .

Закладка новой верфи состоялась в ноябре 2009 года, в 2012 году стало известно, что проект будет реализован исключительно ОАО ОСК. . Ввод первых мощностей предполагался ещё в 2011 году. На 2014 год план ввода мощностей предполагал ввод корпусообрабатывающего блока, окрасочного цеха и стапеля в 2016 году, и двух сухих доков в 2018 году.

Ожидается, что со стапелей суперверфи будут сходить суда водоизмещением порядка 250 тыс. тонн, длиной до 350 метров и шириной до 60 метров. На верфи есть вероятность создания рабочих мест для 10 тысяч специалистов. В строительстве комплекса заинтересованы такие компании, как ОАО "Газпром ", ОАО "Роснефть ", ОАО "Совкомфлот ", которыми в 2013 году создан консорциум с DSME для развития судостроительного кластера на Дальнем Востоке.

Руководители предприятия

  • Лебедев Степан Иванович,
  • Кушлин Владимир Иванович,
  • Долгов Вениамин Павлович,
  • Маслаков Валерий Александрович,
  • Шульган Юрий Петрович,
  • Рассомахин Андрей Юрьевич,
  • Аверин Владимир Николаевич,
  • Лебедев Сергей Алексеевич (и.о.),
  • Фильчёнок Юрий Анатольевич

Происшествия

Напишите отзыв о статье "ДВЗ «Звезда»"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий ДВЗ «Звезда»

Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.
Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.