Чем обработать изделия из кости. Уроки прикладной некромантии или очистка кости для резьбы

Поделки из кости.Обработка кости.

Кость обладает прекрасными декоративными свойствами и легко обрабатывается. Изделия из нее, выполненные народными мастерами, издавна славились. Из кости можно делать ажурные гребни, резные шкатулки, рукоятки для ножей и вилок и другие вещи.
В современном декоративно-прикладном искусстве используется поделочная кость нескольких видов: бивни мамонта, клыки и зубы моржа, зубы кашалота, простая кость животных: коровы, лошади, верблюда, моржа. Самое широкое применение в художественных промыслах имеет сейчас простая кость.

Кость легко пилится ножовкой по металлу, хорошо обрабатывается напильником. Сверлится она перовыми сверлами, а ажурная резьба делается борами с помощью гибкого вала бор-машины.
Полируют, кость на хлопчатобумажном круге с помощью мастики, которую готовят из зубного порошка, свиного жира и скипидара.

Из кости также делают различные украшения и поделки. Например, можно попробовать изготовить из нее перстень.
Для этого из трубчатой кости нужно вырезать кусочек шириной 10-15 мм. Затем круглым напильником расширить изнутри этот отрезок кости соответственно размеру пальца. Затем обрабатывают поверхность напильником, придавая ей нужную форму и округляя наружные детали.
Верхняя площадка перстня должна остаться плоской. На ней можно вырезать монограмму или какой-нибудь рисунок, сделать треугольным надфилем пропилы по окружности.
Кость можно окрашивать в разные цвета. Перед окрашиванием ее обезжиривают спиртом.

Изделия из кости можно тонировать, окрашивать поверхностно, а также применять глубинное окрашивание. Тонирование производится графитовым порошком или насыщенным раствором акварельных красок, в которое изделие помещают на 3-5 мин. После тонирования резное изделие отполировывают на чистом тряпичном круге. Тонировка подчеркивает глубину резьбы.
Поверхностное окрашивание производится анилиновыми или природными красителями. Природные красители - наиболее древний материал окрашивания кости.

Для окрашивания кость вначале обезжиривают, а затем опускают на некоторое время в крепкий настой красителя. При окрашивании луковой шелухой кость приобретает красно-коричневый оттенок, а чай дает желто-коричневый цвет. Кость, окрашенная чаем или луковой шелухой, почти не выгорает.

Для окрашивания кости чай или луковую шелуху (1 часть) нужно залить кипятком (3 части) и настоять около часа в закрытой посуде. В этом настое кость нужно прокипятить в течение 30-40 мин.
Изделия из кости можно окрашивать также анилиновыми красителями для шерстяных тканей. Они дают ровное красочное покрытие, на котором можно выгравировать белый рисунок. Но анилиновые красители легко выгорают на солнце.

Процесс глубинного окрашивания более сложен и требует тщательного обезжиривания кости.
Кость вываривают в эмалированной посуде в течение 5-7 ч в растворе кальцинированной соды (50 г на 2-3 л воды), затем промывают теплой водой и высушивают. Окрашивают кость в красящем растворе в течение 7-12 суток в стеклянной или эмалированной посуде.

Чтобы получить синий краситель, разводят 1 часть медного купороса в 6-9 частях воды и добавляют нашатырный спирт до получения нужного цвета.
В желтый цвет кость окрашивают раствором двухромовокислого калия в воде (в той же пропорции).
Для получения зеленого красителя смешивают 2 части синего и 1 часть желтого красителей.
В фиолетовый цвет кость окрашивают раствором хлористого кобальта.
Коричневый цвет получается при смешивании желтого (1 часть) и фиолетового (2 части) красителей.

Окрашивать можно самые разные костяные изделия: пряжки, пуговицы, кулоны, браслеты, гребни, заколки, вязальные крючки и шкатулки, рукоятки для ножей и миниатюрные скульптуры. И даже бильярдные шары! Так, чтобы окрасить шары в черный цвет, их нужно подержать несколько минут в горячем отваре синего сандала, а затем поместить в раствор уксуснокислой соли.

Изделия из слоновой кости можно также посеребрить. Для этого их погружают в слабый раствор азотнокислого серебра, а как только раствор приобретет темно-желтый цвет, изделия вынимают и опускают в чистую воду и выставляют на солнце. Когда через несколько часов кость совершенно почернеет, ее натирают кусочком кожи. После этого отполированное изделие приобретает красивый блестящий серебряный оттенок.
Обработка кости
Серая протрава для рога

Для окраски рога в серый цвет проварить его сначала в течение 15-30 минут в насыщенном растворе свинцового сахара, затем промыть его в чистой воде и положить на 20-25 минут в нагретый до 60°С раствор азотнокислой, закиси ртути. Этот способ непригоден для гребней, так как зубья страдают от варки.

Красная протрава для рога

Для окраски рога в красный цвет рекомендуется следующий способ. Светлый рог варят 30 минут в растворе, состоящем из 20 г сафлора и 10 г соды в 0,5 л воды, и после этого кладут на полчаса в слабый раствор виннокаменной кислоты. Затем вынимают и, обмыв, опять кладут в сафлоровый раствор и потом опять в раствор виннокаменной кислоты и так продолжают до образования желаемого цвета. Таким образом легко получить все оттенки от самого светлого до темно-красного цвета. Необходимо только помнить, что виннокаменная ванна всегда должна быть последней.

Черные протравы для рога

Как известно, роговые изделия, как-то гребни, пуговицы, запонки и т.п., часто окрашиваются в черный цвет для подделки их под более дорогие сорта.

Для этого существует несколько способов:

А) Изделия из рога вымачиваются в следующем растворе, который готовится на холоде: 8 частей ртути растворяются в 8 частях концентрированной азотной кислоты и 32 частях мягкой воды. В этой протраве изделия оставляют на всю ночь, после чего их вынимают и промывают водой до тех пор, пока промывная вода не будет более обладать кислой реакцией. От такой обработки гребни окрашиваются в красный цвет, а в случае употребления более концентрированного раствора ртути - в коричневый. После этого гребни переносятся в слабый раствор серной печени (1 г на 1 л воды) на 1-2 часа. Окрасившиеся теперь в черный цвет гребни промываются сначала чистой водой, затем подкисленной уксусом и, наконец, чистой водой. После этого их высушивают и полируют. С помощью такой обработки получаются роговые изделия, не уступающие, по мнению знатоков, изделиям из рога буйвола. Полировка окрашенных предметов должна производиться осторожно, так как протрава не проникает в рог достаточно глубоко.

Б) Роговые изделия кладут на ночь в холодный водный раствор азотнокислой окиси свинца (в отношении 1:4), после чего их помещают на полчаса в 3%-ный раствор соляной кислоты и, наконец, промывают водой. Если окраска получится неравномерной, то операцию повторяют еще раз. Эта прекрасная протрава значительно поднимает ценность роговых изделий.

Черепаховые протравы для рога

Если хотят придать роговым изделиям черепаховую окраску, то применяют следующий способ. Роговые изделия обрабатываются сначала разбавленной азотной кислотой (1 часть на 3 части воды) при температуре 30-35°С и затем протравляются смесью из 2 частей соды, 1 части свежеобожженной извести и 1 части свинцового глета. Действие протравы должно продолжаться не более 10-15 минут, чтобы пятна на роге получились желто-коричневыми. После этого, смыв с рога протраву, вытирают его тряпочкой и кладут в холодную красильную ванну, состоящую из 4 частей отвара красного дерева (в 10° по Боме) и 1 части раствора едкого натрия (в 20° по Боме). Затем рог вынимают из ванны, тщательно промывают водой и полируют по прошествии 12-16 часов. Красильный отвар готовится вывариванием 0,5 кг фернамбукового дерева в 4-6 литрах воды. Если добавить к протраве оловянные соли, то получится ярко-красный оттенок.

Беление слоновой кости

Чтобы вернуть пожелтевшей слоновой кости первоначальную белизну, практикуют один из следующих способов. Слоновая кость покрывается тонким слоем скипидара и выставляется дня на 3 или 4 на солнце. Другой способ: слоновую кость погружают на некоторое время в перекись водорода, после чего ее насухо вытирают. Чтобы ускорить процесс беления, кость подвергают действию лучей синей кварцевой электрической лампы. При том и другом способе кость становится совершенно белой.

Серебряная полировка слоновой кости

Изделиям из слоновой кости можно придать очень эффектную блестящую серебряную полировку. Вот очень простой способ: по окончании отделки изделие из слоновой кости погружается в слабый раствор азотнокислого серебра и, как только оно окрасится в темно-желтый цвет, его погружают в чистую воду и выставляют на солнце. Через каких-нибудь три часа кость полностью чернеет; тогда ее тщательно натирают сыромятной кожей, после чего кость приобретает красивую блестящую серебряную полировку.

Окрашивание бильярдных шаров

Чтобы окрасить бильярдные шары в красный цвет, их следует погрузить в уксус, в котором предварительно размачивается кошениль, и прокипятить в этом уксусе в течение нескольких минут. Затем, для придания цвету более густого оттенка, шары переносятся на 10-15 секунд в очень слабый раствор поташа.

Продержав бильярдные шары 6-8 часов в уксусе или растворе квасцов, их легко затем окрасить в отличный желтый цвет, для чего достаточно опустить на некоторое время в квасцовый отвар шафрана. Окрашивание в зеленый цвет достигается погружением шаров в уксус, в котором растворена 1часть нашатыря на 3 части медянки. Если затем перенести эти шары в горячий щелок из поташа, то они окрасятся в голубой цвет. Наконец, чтобы окрасить бильярдные шары в черный цвет, их следует подержать несколько минут в горячем отваре кампешевого дерева (синего сандала), а затем перенести в раствор уксуснокислой соли.

Анилиновые протравы для кости

Травление кости анилиновыми красками проще, чем другими способами, так как оно проводится в холодной ванне, чем устраняется возможность растрескивания предметов. Травление производится следующим образом: предметы кладут в таз и наливают столько воды, чтобы они были полностью покрыты ею. Затем к жидкости добавляют 2 чайные ложки уксуса и около 1 г краски, причем все равно, растворима ли последняя в спирту или воде. Для нужных оттенков выбирают подходящие анилиновые краски или составляют их из нескольких. Костяные предметы оставляют в жидкости на 4-8 часов и вынимают тотчас же по достижении желаемой густоты тона. Затем их обмывают водой, высушивают и полируют венской известью с мылом. Спиртовые лаки и политуры здесь нельзя употреблять, так как они могут растворить краску на поверхности кости.

Если нужно окрасить бильярдный шар из слоновой кости в два цвета параллельными полосами, то его уже отшлифованным зажимают между тремя тонкими палочками, вставленными вертикально в небольшую дощечку, покрывают среднюю полосу масляным лаком и окрашивают сперва один сегмент, погружая им шар вместе с дощечкой в соответствующую анилиновую протраву. Окончив окраску, дают ей просохнуть, а лак счищают скипидаром и окрашивают эту часть в требуемый цвет, предварительно закрыв масляным лаком уже готовую часть шара. Подобным же образом поступают, если шар надо окрасить с трех или четырех сторон.

Изделия, созданные из кости животных, очень часто ставят на одну ступень с вещами из драгоценных металлов благодаря качеству выполненной работы и стоимости материала. Чем натуральнее выглядит статуэтка и аккуратнее обработаны ее мелкие детали, тем более ценной считается такая резьба по кости.

История ремесла

Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий. Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию. Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок.

У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области.

Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:

  • резной орнамент со сквозными отверстиями;
  • рельефные сюжетные композиции;
  • разноцветная гравировка элементов;
  • подкладывание цветной фольги под орнамент.

Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.

Инструменты и материалы

Искусство резьбы по кости и рогу предполагает наличие специализированных инструментов, без которых невозможна тщательная обработка изделия. К их числу относятся бормашина и штихеля — специальные режущие инструменты с заостренными наконечниками разной формы, предназначенные для резки, выпиливания, выскребания, просверливания, шлифовки костяных поверхностей.

Компактная бормашина, предназначенная дли личного пользования, а не выполнения промышленных заказов, способна заменить множество разнообразных приборов — все зависит от насадки, которую вы выбрали:

  • грубые пилящие наконечники — снятие верхних ненужных слоев;
  • абразивные насадки — функция шлифовки и ошкуривания;
  • острые тонкие насадки — для выделения тонких линий;
  • насадки с шариками диаметром до двух миллиметров максимум — проработка рельефа мелких деталей;
  • резиновые зернистые головки — шлифовка поверхности изделия;
  • щеточки, мягкие материалы — полировка работы.

В отдельных случаях можно применять такой же инструмент, как и во время выжигания по дереву — он поможет создать вогнутые впадинки-линии темно-коричневого цвета.

Выбор инструментов полностью зависит от предполагаемого вида работы, от материала, который вы будете обрабатывать. К примеру, резьба по кости и рогу выполняется по-разному — кость некоторых животных более хрупкая, чем рога. В то же время мамонтовые бивни и элементы скелета одинаково прочны и считаются наиболее твердыми в сравнении с остальными.

Как правило, художественная резьба по кости предполагает использование костей коровы, лошади, оленя, лося, мамонта. Кроме того, очень ценится работа на рогах и бивнях этих животных.

Вы можете приобрести целые рога, кости, бивни и клыки. Но в последнее время практикуется продажа спилов в виде плоских медальончиков или небольших пеньков — такие заготовки можно использовать для создания небольших фигурок, миниатюрных изделий, брошек, кулонов.

Подготовка кости к работе

Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается.

Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.

Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.

  • Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.
  • Вычистите заготовку изнутри и снаружи.
  • Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.
  • Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.
  • Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа.

Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.

Мастер-класс — резьба по кости для начинающих

Ниже вы увидите, как с помощью базовых инструментов опытные мастера Александр и Елена Коптеловы, работы которых известны далеко за пределами стран СНГ, выпилят фигурку Чеширского кота из сказки «Алиса в Стране Чудес». Поскольку работа очень трудоемкая, а материал — дорогостоящий, новичкам не стоит повторять ее без наличия определенного опыта.

Тем не менее, в данном мастер-классе хорошо видна резьба по кости — фото процесса покажут основные принципы обработки материала. Именно их и следует практиковать начинающим ремесленникам, оттачивая свое мастерство перед тем, как браться даже за самую, казалось бы, легкую работу.

Позаботьтесь об оборудовании рабочего места — рядом со столом, на котором вы будете распиливать и крошить изделие, установите хорошую вытяжку, чтобы избавиться от рабочей пыли. Все инструменты должны находиться в зоне досягаемости и располагаться так, чтобы не стеснять движения во время работы.

За основу нужно взять кусок мамонтового бивня весом примерно в один килограмм.

  • При помощи стамески и молотка отколите части, которые отделены от тела заготовки сквозными трещинами.

  • На начальном этапе используйте грубые фрезерующие насадки бормашины.

  • Снимите с заготовки излишки и придайте ей основной рельеф.

  • С помощью уменьшенного наконечника в виде бутона сгладьте заостренные места.

  • Отшлифуйте заготовку, придав поверхности гладкость.

  • С помощью специального станка проведите торцевание основания статуэтки. Этот процесс также можно выполнить с помощью наждачной бумаги.

  • Начиная с головы, наносите рисунок частей изделия простым карандашом.

  • Дальше резьба по кости должна выполняться тонкой острой насадкой — обработайте основные линии лица.

  • Используйте закругленные наконечники, чтобы вырезать гладкий рельеф поверхности.

  • У вас должна получиться подобная заготовка.

  • Подчеркните основные линии тончайшей насадкой.

  • Проработайте детали.

  • Сделайте заготовку глаз и пуговиц и вставьте на место. Используйте дорогие сорта дерева, к примеру, чтобы соответствовать основному материалу — кости мамонта.

  • Используйте резиновые диски, чтобы отшлифовать поверхность. Запомните, с такой насадкой можно работать только на малых оборотах, иначе вы «подпалите» кость.

  • Отполируйте статуэтку на специальном аппарате или вручную.

Ваше изделие готово! Покройте работу закрепительным лаком, чтобы придать блеск. Если вы еще не решили, как выбрать свое хобби , подумайте — возможно, вам подойдет именно такое интересное и оригинальное занятие как резьба по кости.

Напоследок ознакомьтесь с видео, которое детально показывает процесс изготовления красивого костяного цветка.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще


* В расчетах используются средние данные по России

10 000 ₽

Минимальный стартовый капитал

От 15 000 ₽

Выручка в мес.

500 ₽

Мин стоимость 1 ед. товара

Бизнес, связанный с изготовлением различных изделий ручной работы с последующей их реализацией, привлекает внимание, в первую очередь, тех людей, которые любят заниматься хендмейдом, располагают большим количеством времени, но при этом не имеют возможности вкладывать сразу много средств в развитие своего дела. Зачастую такой творческий бизнес рассматривается скорее как подработка, а не как источник стабильных и высоких доходов.

Впрочем, как показывает опыт, свыше 80 % начинающих предпринимателей в скором времени отказываются от идеи заработать на продаже хендмейд-изделий, даже не успев окупить свои пусть и небольшие, но все же определенные первоначальные расходы на покупку материалов, создание собственного сайта, размещение рекламы и т. д. В большинстве случаев причина этих неудач заключается в несерьезном подходе к вопросам организации такой деятельности. Если вы хотите не просто заниматься любимым хобби, а получать прибыль, то изначально рассматривайте это направление как бизнес, а не обычное увлечение. Перед тем как заказывать материалы и приступать к изготовлению изделий, изучите спрос и предложение на продукцию хендмейд интересующего вас вида на российском рынке.

Провести комплексный анализ по всем направлениям будет довольно сложно. Эта отрасль относительно новая для нашей страны. До недавнего времени она развивалась стихийно, а большинство изготовителей таких товаров работали нелегально, продавая свою продукцию через интернет без оформления ИП и уплаты налогов. Сейчас ситуация постепенно меняется: все больше мастеров открывают собственные интернет-магазины, сдают свои изделия на реализацию в обычные магазины и торговые сети, принимают заказы у корпоративных клиентов. При анализе спроса и предложения обращайте внимание, прежде всего, на ассортимент именно таких дизайн-студий.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Успех вашего будущего бизнеса во многом зависит от того, что именно вы будете производить. Как было упомянуто выше, уровень конкуренции на рынке продукции ручной работы очень высокий, однако на нем можно выделить несколько преобладающих направлений. К таковым относятся текстильные игрушки, изделия из войлока, из запекаемой пластики, цветы и цветочные композиции из различных материалов, сувенирн-подарочная продукция в технике декупаж или скрапбукинг. А вот среди производителей изделий из натурального дерева или других подобных материалов конкуренция практически отсутствует. Это объясняется, тем, что большинство начинающих предпринимателей (а этот бизнес наиболее популярен среди женщин) отдают предпочтение таким видам творчества, которые не требуют ни большого количества времени, ни особого мастерства, ни существенных расходов на покупку материалов и обучение.

У бизнеса по изготовлению изделий из кости есть свои преимущества и недостатки. Некоторые минусы были упомянуты выше: это высокая стоимость сырья, трудоемкость и кропотливость работы. Но есть и другие трудности, с которыми вы сможете столкнуться в процессе работы. Многим видам ручной работы при наличии достаточного количества свободного времени и упорства можно научиться самостоятельно – с помощью учебной литературы или специализированных сайтов в интернете. По резьбе из кости подробного обучающего материала в свободном доступе очень мало (хотя можно найти хорошие издания на эту тему в библиотеках). Да и самостоятельное обучение может обойтись в итоге намного дороже за счет высокой стоимости сырья, на котором вам придется методом проб и ошибок отрабатывать свои навыки.

С другой стороны, найти мастера-костореза, чтобы перенять его опыт, также будет сложно. В настоящее время народные мастера по этому виду ремесла встречаются преимущественно в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Другая сложность связана с поиском самого материала для работы. Новички используют, как правило, или заменители натурального материала (например, бильярдные шары, которые по плотности и по весу похожи на бивень мамонта, хорошо режутся и не плавятся, в отличие от других видов искусственной кости), или дешевые виды кости (к примеру, рога лося), требующие предварительной обработки. С поиском этих материалов проблем не возникнет: бильярдные шары можно приобрести в специализированном магазине, где продается все для бильярда, а лосиные рога часто продают на блошиных рынках или на досках объявлений в интернете.


Стоит, однако, принимать во внимание особенности работы с рогами: этот материал более «вязкий», нежели другие, более дорогие виды костей, и плохо поддается полировке. При желании можно найти и другие дешевые виды кости – например, берцовую кость крупного рогатого скота, которую можно приобрести в мясных павильонах или в мясных магазинах, где разделывают туши животных. Сначала такая кость отваривается для удаления с нее мяса и жил, потом вываривается в соде, тщательно промывается, отбеливается, снова промывается и высушивается.

Где купить сырье предназначенные для изготовления декоративных изделий из кости

Изделия, предназначенные для продажи, изготавливаются из более качественного сырья – бивня мамонта, клыков моржа, кости кита и т. д. Некоторые виды изделия могут декорироваться дополнительно элементами из натурального дерева, драгоценного металла, различных камней (чаще всего используется янтарь), инкрустацией из перламутра. Стоимость материалов зависят от вида кости, ее состояния, наличия дефектов (микротрещин, сколов, коробления, расслаивания). К одному из самых дорогих видов материала относится бивень мамонта, да и найти его в продаже весьма непросто. Небольшой кусок весом 170 грамм (в высоту примерно 17 см, а в диаметре около 4,5-5 см) обойдется в 1000 рублей, за кость весом 1,5 кг придется отдать около 7000 рублей. Клык моржа также относится к дорогостоящему сырью в результате резкого сокращения поголовья этих животных во второй половине двадцатого века. Его можно приобрести по цене 4500-5000 рублей за 1 кг. По таким ценам кость можно приобрести непосредственно в местах ее добычи – в северных регионах. Такое сырье можно приобрести и в Москве, но цены могут оказаться существенно выше.

Клыки моржа и мамонта, зубы моржа и кашалота имеют схожее строение костной ткани. Она состоит из трех основных слоев. Верхний слой называется эмалью, средний – дентином, а внутренний – пульпой. Так как эмаль при обработке кости легко отслаивается и плохо поддается шлифовке, то при резке она срезается. Таким образом, самым ценным материалом для создания художественных изделий является дентин. Даже кость одного вида может отличаться по плотности, которая зависит от содержания в ней слоев кальция. Чем больше солей кальция, тем плотнее слои дентина и тем более податлив этот материал. Тем не менее, в работе с ним есть и объективные ограничения. Из животной кости обычно делают одно- и многофигурные композиции. Сложнее всего – придать им объем, так как такой материал обладает пористой структурой и тонкими хрупкими стенками.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Приобретать сырье специалисты рекомендуют «вживую», чтобы вы могли оценить его состояние. Существует большое количество нюансов. Например, для хранения сырья нужно специально оборудованное помещение с заданным температурным режимом и определенным уровнем влажности. Дело в том, что при несоблюдении условий хранения все виды кости и рога начинают разрушаться и деформироваться. Однако и свежие кости также не подходят для работы. Например, моржовая кость и зуб кашалота должны достаточно высохнуть, чтобы можно было приступать к их обработке. Сушка осуществляется постепенно, естественным образом, без воздействия холодных и горячих струй воздуха, поэтому весь процесс высыхания занимает до двух лет.

Скелетная кость морских животных стоит дешевле животной кости, так как она не отличается столь же хорошей структурой и красивым цветом. Для резьбы рекомендуется использовать китовые ребра и челюсти, которые представляют собой довольно твердый материал.

Инструменты и оборудование для изготовления изделий из кости

Существует большое количество различных техник обработки кости, к которым относится объемная резьба (создание скульптур), глубокая гравировка, рельефная резьба. В зависимости от вида материала и используемой техники его обработки потребуются различные инструменты и специальное оборудование. Гравировку по клыку моржа, к примеру, производят с помощью ручного инструмента. Найти в продаже специальный инструмент для резьбы по кости и рогу вряд ли удастся. В большинстве случаев для этих целей используют инструмент для работы по дереву и металлу. Самые необходимые из них – ножи с широкими лезвиями, стамески, напильники. Также понадобятся кусачки, плоскогубцы, ножницы, круглогубцы, циркуль для разметки, рейсмус, столярный и обычный молоток и т. д.

Но если вы собираетесь заниматься резьбой профессионально, стоит заказать специфические инструменты для такой работы или изготовить их самостоятельно.

Для создания гравировки на китовых ребрах, качество которых не позволяет делать тонкую резьбу, потребуется медицинская бормашина, фрезы и шарошки. Для распила кости используется ножовка по металлу. Грубая обработка поверхности выполняется драчевым напильником. Для более аккуратной и тонкой работы потребуются надфили. Для сверления кости подходят перовые сверла, а для выполнения ажурной резьбы – втиральники и механический станок. Полируют кость на хлопчатобумажном или войлочном круге с помощью специальной мастики. Для приготовления последней смешивают части зубного порошка, свиного жира и скипидара. Впрочем, можно использовать и готовые полировочные пасты, если нет желания тратить время на самостоятельное приготовление мастики. Кроме того, при больших объемах производства стоит приобрести круглопильный станок с различными режущими дисками, обдирочный станок для выполнения черновых обработок костяных заготовок, сверлильный, шлифовальный, полировальный, токарный, фрезерно-копировальные станки. Специальное оборудование нужно для работы с рогом (как минимум, муфельная печь и пресс).

Процесс изготовления изделий из кости и рога

Процесс изготовления изделий из кости состоит из нескольких этапов, содержание которых может несколько варьироваться, в зависимости от используемого материала. Сначала кости и рога должны пройти предварительную обработку. Лишние части (например, основание у рога с закрытым каналом) спиливаются. При использовании обычных животных костей их сначала вываривают для удаления остатков мяса, хрящей, костного жира в течение 2-3 часов в растворе кальцинированной соды из расчета 7-12 грамм соды на литр воды. Затем проваренная кость промывается в теплой, а потом холодной воде и просушивается на решетке. Как уже упоминалось выше, просушивание должно осуществляться без воздействия холодных или горячих струй воздуха. Оптимальная температура воздуха для сушки составляет 18-20 градусов, а относительная влажность – не более 60 %.

Подготовленный таким образом материал впоследствии распиливается, шлифуется, отбеливается, склеивается при необходимости и полируется. Для того чтобы при распиловке на сырье не появились трещины и другие дефекты, кость зажимают в тисках, делают отметка на месте распила трехгранным напильником, а затем аккуратно распиливают трехгранным напильником. В случае с крупным производством ручной труд максимально заменяется автоматизированным или полуавтоматизированным. Распил на таких предприятиях осуществляется с помощью круглопильных станков. За одну восьмичасовую смену таким образом можно распилить около 70-75 кг кости.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для достижения ровной поверхности, удаления с нее мелких царапин и дефектов заготовку, а потом и готовое изделие шлифуют – вручную и с помощью специальной шлифовальной машинки.

Так как кость изначально имеет ряд дефектов окраски – желтоватый оттенок, пятнышки, разводы и пр., то для устранения таких недостаток проводится процедура отбеливания. Не отбеливают только изделия из рога, так как этот материал изначально имеет темный оттенок. Для отбеливания изделий из животной кости используется 2-3 %-ный водный раствор каустической соды или 30 %-ный раствор перекиси водорода, в который закладывается изделие, после чего раствор доводят до кипения и выдерживают в течение получаса при температуре не более 80 градусов или до 20 минут в остывающем растворе перекиси. Также для отбеливания кости может использоваться известь. Для этого изделия выкладывают в емкость, пересыпая слоями извести толщиной несколько сантиметров, где они выдерживаются в течение суток. После отбеливания изделие промывается водой и высушивается при комнатной температуре.

При необходимости детали костяного изделия могут склеиваться рыбьим клеем или ПВА и/или окрашиваться, полироваться, тонироваться натуральными материалами и красками и проходить другие виды обработки.

Как выбрать помещение для работы по изготовлению изделий из кости

Работы по изготовлению изделий из кости проводятся в нежилом помещении, оборудованном системой вентиляции и отопления (для холодного времени года). Вытяжная вентиляция понадобится для удаления пыли и крошки, которые неминуемы при распиле, шлифовке и резьбе материала. Кроме того, она нужна для отвода запахов. Некоторые виды сырья (например, сырой рог) перед обработкой необходимо выварить. В этом случае рог помещают в емкость, заливают водой и ставят на огонь. Процесс выварки занимает несколько часов с периодической сменой воды в емкости, причем при варке появляется крайне неприятный запах. Находиться и тем более работать в таком помещении без хорошей вытяжки довольно сложно.

В первое время работы можно обойтись и без помещения под склад. Сырье и материалы можно хранить и на стеллажах в той же комнате, где вы работаете. Главное, чтобы они не располагались на сквозняках, около окон или батареи отопления, иначе резные перепады температуры приведут к порче кости. В дальнейшем по мере развития вашего бизнеса и увеличения объемов производства стоит позаботиться об оборудовании складского помещения для хранения материалов и готовой продукции.

Наибольшим спросом пользуются следующие виды изделий из кости: рукоятки ножей, украшения, гребни и другие аксессуары, статуэтки и различные фигурки, брелоки, элементы и целые наборы настольных игр (например, шахматы), а также другая сувенирно-подарочная продукция. Стоимость изделия зависит от многих факторов: размера, сложности, материала, наличия дополнительной отделки и т. д. Небольшое изделие простой формы (типа подвески) из обычной животной кости стоит около 300-500 рублей, а такое же изделие из бивня мамонта обойдется в несколько раз дороже. Сложные скульптурные миниатюры стоят от 1000-1500 рублей. Большие наборы, которые состоят из нескольких изделий и особенно ценятся среди коллекционеров, стоят несколько десятков и даже сотен тысяч рублей. Но и на изготовление такого набора уходит немало сил и времени, не считая расходов на закупку необходимых материалов.

Если у вас нет большого опыта в таком ремесле, не стоит сразу приобретать полный комплект оборудования и партию сырья. Попробуйте свои силы на самых простых небольших по размеру изделиях и используйте для работы обычные животные кости и рога.

Сложнее всего наладить стабильный сбыт такой продукции, особенно если речь идет об эксклюзивных дорогих изделиях. Мелкую сувенирку можно реализовывать через магазины сувениров, торговые точки на рынках. При больших объемах производства выгодно сотрудничать с оптово-розничными компаниями и торговыми сетями. Стоит также сделать собственный интернет-магазин или хотя бы группы в социальных сетях, где вы сможете выставлять фотографии своих работ.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для приобретения необходимого минимума на первое время работы потребуется до десяти тысяч рублей (сырье, инструменты, минимальное оборудование, учебная литература). Правда, на большую прибыль также рассчитывать не стоит. Выручка небольшой мастерской составит от 15 тысяч рублей в месяц. В дальнейшем по мере появления постоянных клиентов и партнеров, увеличения объемов производства, улучшения своего мастерства, можно будет докупить специальное оборудование и нанять 2-3 резчиков (которых, скорее всего, придется сначала обучить всем премудростям такого ремесла).

295 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 91753 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Основным, сырьем для ряда изделий служит так называемая цевка - трубчатая часть кости конечностей крупного рогатого скота. Используя природную цилиндрическую форму, мастера-косторезы искусно вписывают в нее фигурки различных животных, а порой целые сценки по мотивам русских народных сказок и басен.

Тому, кто захочет попробовать свои силы в резьбе по кости, мы рекомендуем цевку как хорошо поддающийся обработке и широкодоступный материал.

Прежде чем приступить к механической обработке кости, ее нужно обезжирить и отбелить. Хорошие результаты дает простейший способ: распилите кости, удалите костный мозг, затем выварите в течение нескольких часов, добавив в воду немного пищевой соды. Отбелить кость можно и в растворе перекиси водорода (гидроперита), который есть в любой аптеке; На двести граммов горячей воды вполне достаточно двух-трех таблеток гидроперита. Обычно, полежав около суток в таком растворе, кость приобретает чистый белый цвет.

Из отбеленной кости, в зависимости от задуманного изделия, делают заготовки. Распиливать кость можно столярной лучковой пилой, ножовкой с зубьями средней величины, медицинскими пилками. Кость зажмите в тисках, предварительно подложив деревянные прокладки. Во время распиливания пилу время от времени смачивайте мыльной водой или машинным маслом. Если нужно заготовить тонкие пластинки для ажурной или рельефной резьбы, распиливайте кость вдоль слоев. Пластинки, распиленные поперек слоев, со временем покрываются сетью трещин и портят работу.

Для объемной скульптуры заготовки обрабатывают косарем - большим тяжелым ножом. Им делают сколы, параллельные слоям или же под небольшим углом к ним. Для целого ряда изделий, имеющих в своей основе тела вращения, заготовки вытачиваются на токарном станке.

Хорошие, удобные инструменты во многом предопределяют успех, поэтому в первую очередь нужно приобрести или изготовить самим необходимые инструменты. Для грубой обработки - косарь, наборы стамесок и рашпилей. Для выполнения ажура - лобзик, надфили, сверла, втиральники, клепики. Изготовить втиральник можно из стальной спицы. Отожгите ее, затем надфилем нарежьте крупные и острые насечки и снова закалите. Готовые втиральники насадите на деревянные ручки. Клепики тоже изготовьте из стальной спицы, расплющив ее на конце и придав различную форму. Затачивают клепики так, чтобы рабочие части имели острые фаски. Резьбу выполняют с помощью резцов - штихелей. Металлографические штихели, или штихели для ксилографии (гравюры на дереве), можно с успехом использовать и для цевки, твердость которой сравнительно невелика. Для начала следует изготовить резцы хотя бы трех основных видов. Грабштихель - резец, имеющий в сечении треугольник, прямоугольник или ромб, применяется для гравирования тонких линий. Болтштихель - резец с сечением круга, овала, полукруга или полуовала. Флахштихель имеет в сечении прямоугольники и трапеции. Болтштихель и флахштихель применяются для обработки плоских и криволинейных поверхностей различной конфигурации. Для резцов применяют углеродистую сталь У-6, У-7 или У-10. Обточенную заготовку накалите докрасна (800°C), после чего опустите ее в машинное масло или воду. Закаленный штихель становится излишне хрупким, поэтому его следует отпустить. Поместите штихель над слабым огнем, внимательно наблюдая за цветами побежалости.

Доведя металл до соломенного цвета, охладите его в воде. При отсутствии углеродистой стали хорошие резцы можно изготовить из надфилей различного сечения. Режущую часть штихеля заточите под углом 45-30°. Заточку всех резцов я правку их во время резьбы выполняйте только со стороны торца. Рукоятки выточите из древесины березы или бука. На рукоятку набейте металлическое кольцо. Чтобы удобно было держать штихель, рукоятку сколите сбоку. Резец насадите так, чтобы скол оказался внизу.

Для гравировки по кости служит коготок. Форма его показана на рисунке.

Обработка кости включает в себя различные приемы резьбы: ажурную ("на проем"), рельефную, объемную и гравировку. Изделие может быть выполнено как одним из этих приемов, так и в сочетании, например, объемной резьбы с гравировкой, ажурной резьбы с рельефной и т. д.

Характерная черта ажурной резьбы - сквозной фон, который делает резьбу похожей на тончайшее кружево. Заготовленную для ажурной резьбы пластинку выровняйте напильником и зачистите мелкой шкуркой, добиваясь гладкой поверхности. Рисунок с эскиза, разработанного заранее, переведите на пластинку припорохом. Делается это так. Все линии эскиза проколите шилом, расстояние между проколами 3-4 миллиметра. Из двойного слоя марли сделайте тампон, наполните его темной сухой краской. Эскиз наложите на пластинку и легкими ударами тампона нанесите на него краску. Проникая через отверстия. краска образует на кости пунктирный рисунок, который для четкости можно обвести карандашом. Чтобы во время работы карандашный рисунок не стерся, зафиксируйте его быстросохнущим лаком. В участках, которые предназначены для выпиливания, просверлите отверстия под пилку лобзика. Выпилив полностью лобзиком все участки сквозного фона, подработайте их надфилями и втиральниками. Стамесками и штихелями придайте ажурной пластине требуемый рельеф. Тонкую окончательную моделировку деталей делайте клепиками.

Под готовую ажурную резьбу иногда подкладывают цветную фольгу, бумагу или ткань. Очень красиво смотрится ажурная кость на фоне древесины. Приклеить кость к основе можно клеем БФ-2.

В объемной резьбе замысел во многом зависит от природных форм цевки. Стенки ее сравнительно тонки и не дают возможности сделать фигурки достаточно объемными. Поэтому скульптурные миниатюры из цевки чаще всего представляют собой высокий рельеф со сквозным фоном, выполненным на цилиндрической поверхности.

На боковую поверхность цилиндра перенесите с эскиза основной контур. Стамеской выполните грубую обработку, затем проработайте детали напильниками и штихелями, добиваясь пластической выразительности. Помните, что объемная резьба наиболее сложна, она требует определенных навыков, которые приобретаются кропотливым трудом. Прежде чем приступить к выполнению объемной резьбы, полезно поискать окончательное решение, делая эскизы из белого пластилина.

Техника обработки рельефной резьбы имеет много общего с ажурной. На костяную пластину припорохом переведите рисунок и зафиксируйте лаком. Выберите фон на нужную глубину стамесками и штихелями. Выступающим частям рельефа придайте округлые формы. В заключение проработайте мелкие детали.

При желании готовую работу можно окрасить. Самый распространенный краситель - крепкий чай, придающий кости золотистый оттенок. Желто-соломенной становится кость в настое шафрана, красно-коричневой - в отваре листьев щавеля. Можно попробовать и другие растительные красители, отвары которых дают следующие цвета: кора черной бузины - оливково-зеленый, цветы зверобоя - красный, листья крапивы - зеленый, кора крушины - желто-зеленый, дубовая кора - коричневый, луковая шелуха - золотисто-желтый.

Своеобразную декоративность придает кости гравировка. Поверхность процарапайте по рисунку коготком. Гравировать можно также грабштихелем, дающим тонкую линию. Затем натрите гравировку цветными карандашами. Вместо карандашей можно применить масляные краски. Сотрите краску с гладкой поверхности, чтобы она осталась только в процарапанных углублениях, четко выявляя рисунок. Чаще всего для подцветки гравировки применяют красную, коричневую и черную краски.

Поверхность кости, предназначенной для гравирования, должна быть идеально отполированной. Всякие мелкие малозаметные царапины при натирании красителями сразу же проявятся и испортят гравировку. Поэтому пластинку тщательно зачистите наждачной бумагой, затем отполируйте пемзой или зубным порошком.

Резная кость нередко используется как декоративные вставки и накладки на изделия из других материалов. Необыкновенную звучность приобретает резная ажурная кость в сочетании с ценными породами дерева.

Данный мастер-класс содержит то, как обрабатывать кость для резьбы и содержит очень много букв . Постараюсь довольно подробно изложить, дабы не возникало вопросов. В данном мануале содержатся только те моменты, через которые я сам проходил, некоторое количество фото, так же он не содержит технические процессы создания готового изделия и ГМО. Хм, о чём это я... Ах да - начнём, пожалуй...
З.Ы.: прошу прощения за то, что самое начало не выложил, данные фото такого качества, что хочется плакать. Планшет не может нормально фотографировать, да и на тот момент я как-то не думал, что буду делать мастер-классы.

1) Итак, мы выбираем поначалу кость.
Меры предосторожности: рассчитываем бюджет.
Кость, сразу скажу, должна быть говяжья, цевка. Не рубленная, ни в коем случае - очень и очень много трещин. Просим продавца или мясника вам при привозе одну цевку (или несколько) оставить и не рубить, почистить до суставов, или с мясом берите, дома кусочки сами уберёте. Стадия 1 пройдена, вы получили довольно внушительную и тяжёлую кость, теперь начинаешь понимать наших предков, которые пользовались ими как дубинами.

2) Варка кости.
Меры предосторожности: кость, даже после вытаскивания и охлаждения, всё ещё горячая внутри и нагревает стенки. Можно получить ожог.
Процесс долгий и нудный, я лично ставил будильник и садился смотреть фильмы, попеременно вязав кому-то фенечку на заказ. Варится кость часов 12, не меньше, но пока мы не закинули её в кастрюлю, уточню моменты некоторые. Во-первых срезаем ножовкой у заготовки чуть ниже сочленений на пару сантиметров с обоих концов. Кость там губчатая и нам не подходит никак, хотя у меня была идея использовать её в дереве как листья, но опять же сложность обработки в химии. Далее, хочу предупредить - лучше делать это на воздухе, более чем уверен, что вы не работали в морге, а, следовательно, данный запах будет как минимум вам неприятен. После спила ложим заготовку в кастрюлю и заливаем водой, затем ставим и доводим до кипения, варим час-полтора. Причём воду вместе с костями греем вместе, иначе структура нарушится и она может лопнуть. Через данный промежуток времени сливаем, подчищаем кость, выдуваем костный мозг (очень питательный, кстати), ставим дальше, немного подчистив от губчатого мозга. Через час повторяем процедуру. Через 4 раза каждые 2 часа меняем воду. После получаем классную почти белую заготовку. Счищаем остатки губчатого вещества чем-нибудь твёрдым.

3) Чистка. С данного этапа начинаем пользоваться уже защитными мерами. Повязки, респираторы и противогазы с соответствующими фильтрами. На данном этапе нам понадобится:
а) Ёмкость для заготовок
б) Аммиак, перекись водорода (делал 10% из гидроперита)
в) Респиратор, противогаз
г) Не очень прямые руки (на данном этапе можно и проливать химию, если на улице работаете)
ВНИМАНИЕ: РАБОТАЕМ С АММИАКОМ, ЭТО ВЫСОКОТОКСИЧНАЯ ЖИДКОСТЬ. РАБОТА ТОЛЬКО НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ!
Меры предосторожности: встаём только со стороны, с которой дует ветер. Дыхание задерживаем, когда наклоняемся близко без защиты. Кость опускаем аккуратно, никаких "плюх" и "плюм" в ёмкость.
Разводим наш мистический раствор в пропорции 1к1, т.е. раствор аммиака 50 мл и 50 мл 10% раствора перекиси. Чем сильнее раствор перекиси, тем быстрее кость отбеливается и обеззараживается. Я свою ставил на 9 часов. Положили кость, закрыли крышку и можем погулять.
Когда уже чуем, что нагулялись и душа просит хлеба и зрелищ, а будильник разрывается от сигнала, возвращаемся на наше место очистки, экипируемся и вытаскиваем заготовку. Я лично вытаскивал железными велосипедными спицами, очень удобно, дешево и сердито. В зависимости от температуры в ёмкости может накопиться испарение аммиака, поэтому, если вы без защиты, задержите дыхание. Немного польём кость водой, затем ещё раз, потрём (не нюхаем! ), вешаем, дабы наша благородная жидкость испарилась. Это займёт сутки-двое. Я вешал её за балкон, то ещё зрелище.

Примечание: некоторые обрабатывают в бензине высокоочищенном. Лично не пробовал, но должно помочь тоже. Не забываем, что пары бензина взрывоопасны.

4) Резка. Финальная стадия получения нашей заготовки. Один из самых противных, интересных и в то же время опасных моментов.
Меры предосторожности: отныне работаем только с защитой дыхательных путей. Костная пыль плохо разлагается в воде и очень колкая. Не годится в качестве БАД, но годится в качестве минерального удобрения.
У нас много вариантов разрезать кусок кости, самые эффективные: ножовка, хирургическая пила, мини-дрель, пила-нить. Самые менее пахучие: ножовка, хирургическая пила, лобзик.
Далее работу очень советую проводить на свежем воздухе, или же в гараже. Почему? Представьте, что вы находитесь в кабинете стоматолога на приёме. Запах аналогичен, только без других нюансов, кость-то очищена.
Работа с пилкой, лобзиком: заматываем кость в тряпки и в тиски, пилим вдоль. Распилив, переводим дух и радуемся. Здесь можно задерживать дыхание, чтобы не нюхать побочный продукт нашей работы.
Для заметки: пила по дереву и подобные не подойдут, чем уже лезвие, тем меньше спил и больше кости нам остаётся.
К сожалению силы человеческих рук не достаточно, дабы держать и пилить одновременно кость, именно поэтому понадобятся тиски. Запах от жжёной кости не особо сильный и вполне можно его перетерпеть.
Работа с мини-дрелью, дрелью: тут процесс немного хитрее. Для начала нам нужно приобрести тонкие диски с алмазным напылением. Керамика не подойдёт - слишком велик шанс познакомить нашу тушку с ней в более плотном контакте, ежели нам этого хотелось бы. Советую в интернете почитать про данные диски, чтобы подобрать лучший вариант.
Слишком широкие не берём - спил "съедает" большую часть кости, которую мы могли бы пустить в дело.
Ставим диск, закручиваем, кость либо прижимаем к столу, стулу, либо закрепляем её в тиски, предварительно по бокам подложив что-то мягкое. Включаем 4 или 5 скорость и начинаем пилить. Я лично из своей руки сделал станок, прижав руку и держа мини-дрель очень крепко, затем просто вёл кость по диагонали и пилил её. Начинать необходимо с края и постепенно ведя, при этом очень крепко фиксируем аппарат наш, иначе соскользнёт и застрянет. Из-за быстро вращающегося вала летит очень много пыли и идёт очень сильный запах жжёной кости, одежда будет им буквально пропитана, благо он выветривается за сутки на воздухе. Поэтому одевайте то, что не жалко.
И защищаем руки полотенцем или перчатками, дыхательные пути повязкой или чем-то ещё, а глаза очками. У меня диск не ломался, но бывали случаи. По завершению работ аппарат выключить, вычистить, желательно изнутри тоже.

После получаса веселья мы получаем тонко нарезанные ломтики кости, которые можно дочистить и положить куда-либо, используя по усмотрению (в случае, если кость пованивает аммиаком, то можно её положить на улицу). Отрезать от них довольно легко любым лобзиком, не обязательно ювелирным. Для удобства советую приобрести "ласточкин хвост".

Обратите внимание на спил - хоть немного и косой, но довольно гладкий, по ощущениям скажу даже очень приятный на ощупь. Само изделие при промывке ОЧЕНЬ скользкое, в некоторых случаях мыло просто шершавый камушек по сравнению с ней.

На этом мастер-класс по обработке кости окончен, надеюсь кому-то он окажется полезным и интересным. В случае чего - задавайте вопросы, отвечу и подскажу
.